Основная статья Содержание

Аннотация

В статье ставится вопрос о научных школах в отечественной психологической науке 1920-1930-х гг. Дается краткая характеристика девяти школ: Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, М.Я. Басова, К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и Харьковской школы. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения данного периода на уровне научных школ и в целом.

Ключевые слова

история советской психологии научные школы период 1920-1930-х годов Г.И. Челпанов В.М. Бехтерев И.П. Павлов М.Я. Басов К.Н. Корнилов Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн Д.Н. Узнадзе

Детали статьи

Об авторе

Сергей Александрович Богданчиков, Академия социального управления

кандидат психологических наук, Московский институт психоанализа, г. Москва, Россия 

Как цитировать
[1]
Богданчиков, С.А. 2022. Не время для школ: к вопросу о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. Ученые записки Института психологии РАН. 2, 1 (мар. 2022), 43–53.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. Саратов: СЮИ МВД России, 2000.
  2. Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 2. С. 33-50.
  3. Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
  4. Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 7-31.
  5. Богданчиков С.А. Научные школы в советской психологии 1920-1930-х годов (историография проблемы) // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 447-457.
  6. Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономи-ческий университет, 2011.
  7. Богданчиков С.А. Изучение творческого наследия М.Я. Басова и его научной школы в отечественной истории психологии // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
  8. Богданчиков С. А. Фигура и фон (к вопросу о месте и роли Г. И. Челпанова в становлении советской психологии) // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». Дополнение 1 к вып. 29, т. 1: Тематический выпуск «Международные Челпановские психолого-педагогичес¬кие чтения». Киев: Гнозис, 2013а. С. 14-18.
  9. Богданчиков С.А. Открывая Г.И. Челпанова (Г.И. Челпанов и его школа в контексте истории российской психологии: исследования и материалы). Научная монография. М.: Директ-Медиа, 2013б.
  10. Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
  11. Богданчиков С.А. Советская исследовательская и практическая психология 1920-1930-х годов (к историографии вопроса) // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015а. С. 337-384.
  12. Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015б. № 5. С. 106-116.
  13. Богданчиков С.А. К истории отечественной психологии советского периода: М.Я. Басов и его школа // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 205-226.
  14. Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии: монография. М.: АСОУ, 2018.
  15. Богданчиков С.А. Становление советской психологии (1920-1930-е годы): учеб. пособие. М.: АСОУ, 2020. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
  16. Богданчиков С.А. Очерки источниковедения истории советской психологии: учебное пособие. М.: АСОУ, 2021. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
  17. Зинченко В.П.К 80-летию Харьковской психологической школы // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.
  18. Имедадзе И.В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
  19. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.
  20. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.
  21. Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского (Вступительная статья) // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.Т. 1. М., 1982. С. 9-41.
  22. Леонтьев А.Н.Харьковская психологическая школа (Справка) // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 134-138.
  23. Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Отв. ред. Т.Б. Хомуленко, М.А. Кузнецов. Х.: Изд-во ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2012.
  24. Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: первая научная сессия Харьковского государственного педагогического института и появление «Харьковской школы психологии» (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 95-106.
  25. Yasnitsky A., Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // History of Psychology. 2008. V. 11. № 2. P. 101-121.