Основная статья Содержание

Аннотация

В статье рассматривается комплекс причин, определяющих эффект воздействия информационного поля на экономическое поведение индивида и группы в условиях избыточности информации. Авторы исходят из общей гипотезы о том, что в основе информационного воздействия, вызывающего ажиотажный спрос, лежит феномен доверия к источнику информации. На основе анализа объективной экономической информации и экономико-психологического мониторинга, выделен контекст ожиданий и работы с информацией. Исходя из контекста сформирована рабочая экспериментальная гипотеза о том, что субъективный уровень доверия к источникам экономической информации коррелирует с повышением активности в фронтальных отделах головного мозга в дельта- и тета- ритмах, а также находит свое проявление в функциональной асимметрии. На основе экспериментальных данных установлено, что существует зависимость между левополушарной асимметрией при восприятии источника с низким уровнем доверия и снижением асимметрии при восприятии источника с субъективно положительным уровнем доверия. Отношение индивида к источнику информации положительно коррелирует с уровнем доверия к нему. Итогом исследования выступает совокупность тезисов о том, что фейковые новости и информационные каналы, не вызывающие доверия: а) не вызывают у потребителя информации негативных эмоций, а значит не блокируются в качестве компонентов информационного поля; б) несмотря на избыточность информации в целом и кризисное состояние, человек склонен продолжать отслеживать даже ту информацию, которая заведомо воспринимается им как недостоверная. Следовательно, враждебная и дружелюбная информация одинаково поступают к потребителю, при этом отсутствие доверия не является инструментом личностного отказа от ее потребления.

Ключевые слова

информация геополитика экономическое поведение эксперимент экономико-психологический мониторинг

Детали статьи

Биографии авторов

Антон Михайлович Демченко, АННИО «Институт психолого-экономических исследований» («ИПЭИ»), Саратов, Россия

аспирант Поволжского института управления – филиала РАНХиГС, стажер-исследователь АННИО «Институт психолого-экономических исследований» («ИПЭИ»), Саратов, Россия

Владислав Владимирович Кремнев, АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

аспирант Поволжского института управления – филиала РАНХиГС, стажер-исследователь АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

Александр Николаевич Неверов, директор АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

доктор экономических наук, доцент, директор АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

Анастасия Викторовна Неверова, АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

кандидат психологических наук, доцент, вед. научный сотрудник АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

Дмитрий Сергеевич Пьяных, АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

аспирант Поволжского института управления – филиала РАНХиГС, стажер-исследователь АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия

Как цитировать
[1]
Демченко, А.М., Кремнев, В.В., Неверов, А.Н., Неверова, А.В. и Пьяных, Д.С. 2022. Доверие к источникам информации в условиях ее избыточности: экономико-психологический и нейроэкономический аспекты. Ученые записки Института психологии РАН. 2, 2(4) (июн. 2022), 64–78.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 2002.
  3. Большинство Россиян не чувствует проблем от западных санкций // URL:https://www.levada.ru/2020/03/17/bolshinstvo-rossiyan-ne-chuvstvuet-problem-ot-zapadnyh-sanktsij/
  4. Бюллетень психолого-экономического мониторинга экономической активности и ожиданий россиян на период 2022-2023 гг. Саратов: АННИО ИПЭИ, 2022.
  5. Неверов А.Н. Экономико-психологические факторы общественного развития. Саратов, 2008.
  6. Неверов А.Н. Экономическая деятельность в условиях информационной избыточности // Психолого-экономические исследования. 2021. Т. 8(14), №3. С. 11-25.
  7. Талер Р. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  8. Fehr E., Fischbacher U., Kosfeld M. Neuroeco-nomic foundations of trust and social preferences: initial evidence //American Economic Review. 2005. V. 95. №2. P. 346-351.
  9. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. Cambridge University Press, 1982.
  10. Kosfeld M., Heinrichs M., Zak P.J., Fischbacher U., Fehr E. Oxytocin increases trust in humans // Nature. 2005. V. 235. № 7042. P. 673-676.
  11. Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review. May 1978. V. 68. № 2. P. 1-16.
  12. Zak P.J., Knack S. Trust and growth // The Economic Journal. 2001. V. 111. № 470. P. 295-321.
  13. Zak P.J., Kurzban R., Matzner W.T. The neuro-biology of trust //Annals of the New York Academy of Science. 2004. V. 1032. № 470. P. 224-227.
  14. Zhang R. Research on brand trust and financing risk preference of E-commerce based experiment // NeuroQuantology. 2018. V. 16. №4. P. 101-106.