Основная статья Содержание

Аннотация

Психосемантические методы позволяют анализировать значения в структуре дискурса.  В статье представлены результаты исследования, в котором они применялись для изучения отношения молодого поколения к феномену фашизма. В статье рассматриваются результаты исследования, выполненного на основе прототипического анализа социальных представлений по методу П. Вержеса. К сожалению, идеология фашизма может быть привлекательна для некоторых групп молодежи, что обусловлено специфическим мироощущением несформировавшейся личности. В частности, это идеи превосходства, оправдание средств ради достижения цели, легитимность насилия. Ядро социальных представлений в этом случае – «война», «нацизм», «идеология». Периферическая часть социальных представлений отражает средства для реализации идей фашизма и ассоциируется с терминами: «жестокость», «культ вождя», «вождизм» как лучшая форма правления, «зло» и др. В зоне потенциальных изменений - «авторитарность», «дискриминация», «массовые убийства», «расизм», «геноцид» и др. В исследовании в содержании социальных представлений о фашизме выявлены проявления архетипической памяти старших поколений, переживших Великую Отечественную войну, которые отражают формы и виды насилия, а также такие преступления против человечества, как геноцид, холокост и др. Характеристики идеологической машины фашизма воспроизводят ценности лжепатриотизма, легитимность насилия.

Ключевые слова

психосемантика социальные представления ассоциатитивное исследование прототипический анализ идеология фашизм нацизм ксенофобия

Детали статьи

Об авторе

Александра Александровна Гайворонская

кандидат психологических наук, доцент, инспектор управления научно-исследовательской деятельности Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Гайворонская, А.А. 2023. Психосемантический анализ представлений молодежи о фашизме. Ученые записки Института психологии РАН. 3, 4(10) (дек. 2023), 43–52.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
  2. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа, 1985.
  3. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. №3. С.5-23.
  4. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5-20.
  5. Ваторопин А. С. Русский фашизм в современной России: социологический анализ // Социум и власть. 2011. №1. С. 28-32.
  6. Вовк Е.Т. Образы фашизма в России: восприятие и обыденные интерпретации//журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». 2006. №6. С.46-55.
  7. Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989.
  8. Иванова Н. А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. №3. С.116-122.
  9. Кавтарадзе С. Д. Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности // Историческая психология и социология истории. 2012. №1. С. 8-25.
  10. Колиниченко И.А. Психосемантическое исследование представлений о морали в обыденном сознании студентов//Психология обучения. 2011. № 9. С. 51-63.
  11. Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2000.
  12. Максимова С. Г. Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости // Известия АлтГУ. 2002. №2. С. 11-23.
  13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
  14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  15. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009.
  16. Психолингвистика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Р.М. Фрумкина. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  17. Свидзинская Г.Б. Психосемантический подход к исследованию сознания и методы психосемантических исследований // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1(50). 2021. С. 24-29.
  18. Ященко Е. Ф., Соломина И. Л. Психосемантическое исследование мотивационно-эмоциональной сферы личности и предрасположенности к девиантному и экстремистскому поведению студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 118-122.
  19. Abric J.-C. La recherche du noyau central et de la zone muette des représentationssociales // Méthodesd’étude des représentationssociales. Ramonville Saint-Agne: Erès, 2003. P. 59-80.
  20. Dany L. From the study of social practices to the study of “distance to the object” // Papers on Social Representations. 2016. Vol. 26. Pp. 6.1–6.19
  21. Vergès P. L’Evocation de l’argent: uneméthode pour la définition du noyau central d’unereprésentation // Bulletin de psychologie. 1992. V. XLV. № 405. P. 203-209.
  22. Fenner A., Weitz E.D. Fascism and Neofascism. Critical writings on the Radical Right in Europe. London: AIAA, 2004.
  23. Moscovici S. Why a theory of social representations? // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
  24. Organski A.F.K. The stages of political development. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1973.