Основная статья Содержание

Аннотация

Рассматривается специфика нравственного сознания школьников на начальном и среднем этапах обучения. Предполагается, что качественные половозрастные различия связаны с уровневой структурой образного, символического и дискурсивного модусов сознания в его проекции на отношение школьников к Добру и Злу. Комплекс методических материалов включает рисуночные пробы «Нарисуй, как ты себе представляешь Добро (Зло)», а также восемь тематических вопросов анкеты (методика Л.С. Акопян). Получены сюжетные и символические рисунки, сопоставимые в половозрастных группах по фиксированным категориям контент-анализа: человек, город, природа, животные, символы Добра и Зла; множество дискурсов (высказывания, суждения, рассуждения) в определениях школьниками Добра и Зла, доброго и злого человека, сопоставимых в половозрастных группах по эмпирически выявленным категориям: действия и поступки, личностные характеристики, эмоциональные состояния, формальные определения («реверсивные» и тавтологичные). Выявлены различия в содержании образных представлений о Добре и Зле у подростков в сравнении с младшими школьниками; более сложная гендерная динамика образов, символов и дискурсов от начального к среднему этапу обучения школьников. Определены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова

нравственное сознание младшие школьники подростки представления о Добре и Зле образы символы дискурсы

Детали статьи

Биографии авторов

Гарник Владимирович Акопов, Самарский государственный социально-педагогический университет

Researcher ID: I-2792-2016

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета

Любовь Суреновна Акопян

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Как цитировать
[1]
Акопов, Г.В. и Акопян, Л.С. 2024. Образная, символическая и дискурсивная репрезентация представлений о добре и зле у детей и подростков. Ученые записки Института психологии РАН. 4, 3(13) (сен. 2024), 29–42.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в России и стратегия воспитания // Мир психологии. 2015. № 1(81). С. 224-234.
  2. Акопов Г.В. Проблема развития детского сознания в психологической системе Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. М. Изд-во Московский государственный психолого-педагогический университет. 2019. Т.15. № 2. С. 72-78.
  3. Акопов Г.В. Невербальные языки сознания: репрезентация субъективного отношения посредством цвета, формы и прямой оценки // Экспериментальная психология. 2020. Т.15. № 2. С. 111-124.
  4. Акопов Г.В. Единство сознания: вариативность структурно-динамических оформлений // Акту-альные проблемы психологического знания. 2023. № 3(64). С. 9-41.
  5. Акопов Г.В., Акопян Л.С. Добро и зло в образах и дискурсах подростков // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и моло-дежи. Сб. материалов II Всероссийской конференции с международным участием, 28-30 сент. 2023 г. / Под научн. ред. В.В. Коврова, М.А. Латышевой. Симферополь: Ариал. 2023. С. 188-191.
  6. Акопян Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография. Самара: ПГСГА, 2010.
  7. Акопян Л.С. Представления младших школьников о добре и зле // Психология человека в совре-менном мире. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов: мат-лы Юбилей-ной всероссийской научн. конф., посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна (15–16 октября 2009 г.). М.: Институт психологии РАН. 2009. С. 114–116.
  8. Акопян Л.С. Понятия добра и зла в представлениях младших школьников // Воспитание в совре-менном культурно-образовательном пространстве. Сб. статей. Самара. 2018. Т.6. С. 13-16.
  9. Антонова Е.А. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 129. С. 73-80.
  10. Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Факторы пола и возраста в моральной оценке действий // Психологический журнал. 2016. Т.37. № 2. С. 79-91.
  11. Березина Т.Н. Проблема добра в современной педагогике и психологии // Современное образова-ние. 2013. № 1. С. 126-139.
  12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва [и др.]: Питер. 2008.
  13. Веденеева Г.И. Формирование психической структуры нравственных понятий у детей и подрост-ков // Наука и школа. 2012. С. 131-135.
  14. Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Тарасова А.С. Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Т/16. № 3. С. 72-91.
  15. Выготский Л.С. Моральное поведение. Природа морали с психологической точки зрения // Педа-гогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс. 1996. С. 205-209.
  16. Карпова И.И. Становление понятий добра и зла у детей старшего дошкольного возраста // Педа-гогические науки. 2015. № 32. С. 15-18.
  17. Комкова Е.И. Особенности представления о добре и зле у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. Т. 2. № 9 (80). С. 74-78.
  18. Лебедева Е.И., Сергиенко Е.А. Развитие символических функций в дошкольном возрасте: роль модели психического и интеллекта // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 49-62.
  19. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019.
  20. Психология нравственности: сборник статей / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Инсти-тут психологии РАН, 2010.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  22. Фомина Н.А. Особенности представлений младших школьников о добре и зле // Наука и школа. 2007. № 5. С. 78.
  23. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. «Педагогика», 1984.