Основная статья Содержание

Аннотация

В статье рассматривается феномен цифрового самоповреждающего поведения подростков, его особенности и отличия от традиционных форм самоповреждающего поведения. Показано влияние цифровой среды на формирование и поддержание самоповреждения у подростков. Анализируются мотивы подростков, вовлеченных в цифровое самоповреждение.

Ключевые слова

самоповреждающее поведение цифровое самоповреждение цифровой селфхарм подростки

Детали статьи

Об авторе

Елена Николаевна Волкова

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Волкова, Е.Н. и Орлова, А. 2025. Цифровые и традиционные формы самоповреждения у современных подростков. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 3(16) (сен. 2025), 57–66.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Андронникова О.О., Волкова Е.Н. Аналитический обзор зарубежных публикаций по проблеме суицидального и аутодеструктивного поведения детей и подростков // СМАЛЬТА. 2020. № 3. С. 5–24.
  2. Бабурин В.В., Черемнова Н.А. Травля в информационном пространстве кибербуллинг и виктимность малолетних и несовершеннолетних лиц // Алтайский юридический вестник. 2022. № 3(39). С. 54–59.
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи // Психология и право. 2024. Т. 14. № 2. C. 45–66.
  4. Голополосов Е. Ю. Аутодеструктивный контент в социальных сетях // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: сборник материалов IV Международной научно–практической конференции. Тула, 12 окт. 2022 г. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, БГПУ им. М. Танка. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. С. 365–367.
  5. Давидовский С.В., Игумнов С.А. Современные концепции и особенности проявления самоповреждающего поведения // Суицидология. 2020. Т. 11. № 3. С. 33–43.
  6. Дарьин Е.В., Зайцева О.Г. Эпидемиология несуицидального самоповреждающего поведения (несистематический повествовательный обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2023. Т. 57. № 2. С. 8–19.
  7. Ковалишина К.В. К вопросу о необходимости усовершенствования правового регулирования деятельности блогеров в Российской Федерации (гуманитарный аспект) // Экономика, управление, право и общество: Сборник материалов VIII Межрегиональной научно-практической сетевой Интернет-конференции, Симферополь, 20 октября 2023 года. Симферополь: Издательство Типография «Ариал», 2024. С. 229–231.
  8. Коханая О.Е. Цифровые медиа как фактор, провоцирующий девиантное поведение несовершеннолетних // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 30–38.
  9. Любов Е.Б., Зотов П.Б., Банников Г.С. Самоповреждающее поведение подростков: дефиниции, эпидемиология, факторы риска и защитные факторы. Сообщение I // Суицидология. 2019. Т. 10. № 4(37). С. 16–46.
  10. Любов Е.Б., Палаева Р.И. «Молодые» суициды и интернет: хороший, плохой, злой // Суицидология. 2018. Т. 9. № 2. С. 72–81.
  11. Макарова Е.А. Самоповреждающее поведение детей и подростков в сети Интернет // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2023. № 1(37). С. 49–55.
  12. Мухаметзянов И.Ш. Предупреждение девиантного поведения и насилия в семье // Семейные ценности и ценностное отношение к семье: методология и позитивный опыт: монография. М.: ООО «МАКС Пресс», 2024. С. 363–378.
  13. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156–174.
  14. Сидорова М.Ю., Мацепуро Д.Г., Гайбуллаев А.З. Киберсамоубийство и цифровой селфхарм: общая проблематика и компьютерные решения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. № 3. С. 92–104.
  15. Синицын Ю.Н., Синицына Е.Ю. Деструктивные проявления у обучающихся в цифровой среде // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: материалы III ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 25 марта 2022 года. М.: Издательство «Мир науки», 2022. С. 172–175.
  16. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивное поведение подростков и молодежи в Интернете: анализ кейсов // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III международной конференции. Коломна, 12–14 февраля 2020 г. Коломна: ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. С. 371–376.
  17. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 1. С. 66–91.
  18. Тирон С.С., Яремчук С.В. Самоповреждающее поведение и конфликтоустойчивость подростков // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1(94). С. 153–157.
  19. Углова А.Б., Богдановская И.М., Низомутдинов Б.А. Модель саморазрушающего поведения современной молодежи на основе синтеза биопсихосоциальной и киберпсихологической парадигм // Перспективы науки и образования. 2023. № 1(61). С. 432–450.
  20. Фаустова И.В., Комлик Л.Ю., Филатова И.Ю., Копылова Н.М. Социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 60.
  21. Харькина Т.В., Бабиева Н.С. Саногенный и патогенный эффект использования социальных сетей у подростков с аутоагрессивным поведением // Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 23–24 ноября 2023 г. М.: «Кредо», 2023. С. 281–286.
  22. Шевченко А.О., Реан А.А. Агрессия подростков и ее профилактика в контексте проблем воспитания. Глава 3. // Психология воспитания и профилактика девиантного поведения: учебное пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. С. 56–81.
  23. Brunner R., Kaess M., Parzer P. et al. Life‑time prevalence and psychosocial correlates of adolescent direct self‑injurious behavior: a comparative study of findings in 11 European countries // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2014. V. 55. P. 337–348.
  24. Cleare S., Wetherall K., O'Connor R. Using the integrated motivational‑volitional (IMV) model of suicidal behavior to differentiate those with and without suicidal intent in hospital‑treated self‑harm // Preventive Medicine. 2021. V.152. Art.106592.
  25. Englander E. Digital self‑harm: frequency, type, motivations, and outcomes // MARC Research Reports. 2012. Paper 5. URL: https://vc.bridgew.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=marc_reports
  26. Erreygers S., Symons M., Vandebosch H., Pabian S. Fictitious online victimization: exploration and creation of a measurement instrument // New Media and Society. 2020. V. 24. № 1. P. 156–177.
  27. Hawton K., Rodham K., Evans E., Weatherall R. Deliberate self‑harm in adolescents: self‑report survey in schools in England // BMJ. 2002. V. 325. P. 1207–1211.
  28. Nesi J., Burke T.A., Lawrence H.R., MacPherson H.A., Spirito A., Wolff J.C. Online self‑injury activities among psychiatrically hospitalized adolescents: prevalence, functions, and perceived consequences // Research on Child and Adolescent Psychopathology. 2021. V. 49. № 4. P. 519–531.
  29. Pacheco E., Melhuish N., Fiske J. Digital self‑harm: prevalence, motivations and outcomes for teens who cyberbully themselves. Wellington, New Zealand, 2019. https://doi.org/10.31235/osf.io/56cyb
  30. Patchin J.W., Hinduja S. Digital self‑harm among adolescents // Journal of Adolescent Health. 2017. V. 61. № 6. P. 761–766.
  31. Patchin J.W., Hinduja S., Meldrum R.C. Digital self‑harm and suicidality among adolescents // Child and Adolescent Mental Health. 2023. V. 28. № 1. P. 52–59.
  32. Seko Y., Kidd S.A., Wiljer D., McKenzie K.J. On the creative edge: exploring motivations for creating non‑suicidal self‑injury content online // Qualitative Health Research. 2015. V. 10. P. 1334–1346.
  33. Soengkoeng R., Moustafa A.A. Digital self‑harm: an examination of the current literature with recommendations for future research // Discover Psychology. 2022. V. 2. № 1. P. 19.