Основная статья Содержание

Аннотация

В статье представлен обзор доступных русскоязычных исследований, посвященных восприятию и распознаванию речи на слух. Рассмотрены статьи, опубликованные в журналах ВАК и ядра РИНЦ, Scopus и Web of Science в период с 2003 по 2023 гг. по результатам поиска в названиях, аннотациях и ключевых словах: «восприятия речи», «понимание речи».

Ключевые слова

понимание речи восприятие речи обзор исследований

Детали статьи

Об авторе

Надежда Анатольевна Соловова

Кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала ФГОБУ ВО«Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Соловова, Н.А. 2023. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ НА СЛУХ. Ученые записки Института психологии РАН. 3, 1(7) (мар. 2023), 75–85.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Алиева Т.И. Практики внимательности и смыс-лопорождения в образовательном процессе детского сада // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. C. 99-109. DOI: 10.17759/psyedu. 2019110408
  2. Аршавский Ю.И. Память: аксиоматика и факты // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71. № 2. С. 184-201.
  3. Белалов В.В., Базанова О.М., Михайлова А.А., Дягилева Ю.О., Павленко В.Б. Реактивность Мю-ритма ЭЭГ при восприятии речи у детей в возрасте от двух до трех с половиной лет: вли-яние условий воспитания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2020. Т. 70. № 2. С. 193-205. DOI: 10.31857/S0044467720020045
  4. Белоус Е.Н., Ерофеева М.А. Особенности про-фессиональной коммуникативной компетентно-сти педагогов в предметном общении с обуча-ющимися // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 126-140. DOI: 10.32744/pse.2019.4.11
  5. Буторина А.В., Шестакова А.Н., Николаева А.Ю., Строганова Т.А., Штыров Ю.Ю. Функ-циональное картирование речевых зон мозга человека: перспективы использования метода магнитоэнцефалографии (МЭГ) // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. С. 103-114.
  6. Варга М.Е., Павлова О.Г., Носова С.В. Функция счета и ее представительство в теменной коре у человека и животных // Журнал высшей нерв-ной деятельности им. И.П. Павлова. 2008. Т. 58. № 6. С. 663-677.
  7. Вартанов A.B., Шевченко А.О. Психофизиоло-гические механизмы внутреннего проговарива-ния фонем // Вестник Московского университе-та. Серия 14. Психология. 2022. № 1. С. 201-220. DOI: 10.11621/vsp.2022. 01.09
  8. Васенина Е.Е., Левин О.С. Нарушение речи при нейродегенеративных заболеваниях как прояв-ление дисфазии // Журнал неврологии и психи-атрии им. С.С. Корсакова. 2020. № 120(5). С. 50-59. https://doi.org/10.17116/ jnevro202012005150
  9. Гермер П. Развитие компетенций у L2 препода-вателей во время студенческих стажировок (область компетенции: язык преподавателя на занятии) // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13. № 1. С. 65-74. DOI: 10.26907/esd13.1.07
  10. Гончаров О.А., Романов С.Г. Развитие катего-риального восприятия цвета при речевых рас-стройствах // Культурно-историческая психо-логия. 2014. Т. 10. № 2. С. 78-85.
  11. Гуткевич Е.В., Пустовая А.В. Динамика нейро-психологических показателей развития функ-ций II блока мозга у детей с аутизмом // Психи-атрия, психотерапия и клиническая психоло-гия. 2022. Т. 13. № 4. С. 421-427. https://doi.org/10.34883/PI.2022.13.4.006
  12. Гуткевич Е.В., Пустовая А.В., Шушпанова О.В., Челышева Л.В., Симашкова Н.В. Клинико-нейропсихологические особенности цере-бральной организации подкорковых структур в развитии психических расстройств аутистиче-ского спектра у детей // Клиническая и специ-альная психология. 2022. Том 11. № 3. C. 120-141. DOI: 10.17759/cpse. 2022110305
  13. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М. Оценка связи восприятия эмоцио-нальной интонации речи с компонентами эмо-ционального интеллекта // Психология. Жур-нал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 126-134.
  14. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. Связь восприятия эмоциональной интонации речи в условиях помех с акустическими параметрами речевого сигнала у взрослых разного пола и возраста // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2011. Т. 61. № 3. С. 306-316.
  15. Елисеева А.В., Стрельчук Е.Н. Взаимосвязь восприятия и усвоения аудиоинформации в зависимости от способов фиксации письма в эпоху цифровизации // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 4. С. 163-182. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2204.08
  16. Ефимова В.Л., Ефимов О.И., Николаева Е.И., Лысова И.А. Особенности акустических ство-ловых вызванных потенциалов у детей с рецеп-тивными речевыми нарушениями // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 99-109.
  17. Закрепина А.В., Сиднева Ю.Г., Браткова М.В., Валиуллина С.А. Психическая активность у детей на раннем этапе реабилитации после острых тяжелых повреждений головного мозга // Вопросы курортологии, физиотерапии и ле-чебной физической культуры. 2020. №97(1) с. 51-59. https://doi.org/ 10.17116/kurort20209701151
  18. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Язык восприя-тия и мозг // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 22-52.
  19. Ильенков Э.В. К работе Мещерякова (после-словие и примечания А.Д. Майданского) // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 164-174 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290410
  20. Карапетян С.Г., Киракосян А.А. Проблема се-мантической дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 1. С. 150-163. DOI: http://dx.doi.org/10.15293 /2658-6762.2201.07
  21. Киселева М.Г. Психологические особенности детей второго года жизни с врожденными по-роками сердца // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. 2017. № 18 (5) С. 501-506. DOI: 10.24022/1810-0694-2017-18-5-501-506
  22. Ковалева А.В. Нейрокогнитивные аспекты про-цессов тайминга и слухомоторной синхрониза-ции // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 82-92. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090107
  23. Кожушко Н.Ю., Шайтор В.М., Пономарева Е.А., Бережная Н.Ф. Опыт применения транскраниальных микрополяризаций в ком-плексной терапии раннего детского аутизма // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2007. Т. 107. № 10. С. 47-51.
  24. Королева И.В., Огородникова Е.А., Левин С.В., Пак С.П., Кузовков В.Е., Янов Ю.К. Использо-вание психоакустических тестов для перцеп-тивной оценки настройки процессора кохлеар-ного импланта у глухих пациентов // Вестник оториноларингологии. 2021. Т. 86. №1. С. 30-35 https://doi.org/ 10.17116/otorino20218601130
  25. Литвиненко И.В., Колмакова К.А., Емелин А.Ю., Лобзин В.Ю. Первичные прогрессирую-щие афазии: клинико-генетическая гетероген-ность и сложность диагностики // Анналы кли-нической и экспериментальной неврологии. 2021. № 15(4) С. 66-77. DOI: https://doi.org/10.54101/ACEN.2021.4.7
  26. Михайлова А.А., Белалов В.В., Дягилева Ю.О., Павленко В.Б. Особенности изменений тета-ритма ЭЭГ при восприятии речи у детей-сирот раннего возраста // Вестник Томского государ-ственного университета. Биология. 2020. № 51. С. 86-104. DOI:10.17223/ 19988591/51/5
  27. Наумова И.В., Пашков А.В., Воеводина К.И., Фатахова М.Т. Восприятие речи и состояние порогов звуковосприятия у пациентов с кохле-арными имплантатами // Вестник оторинола-рингологии. 2022. Т. 87. №6. С. 11-13. https://doi.org/10.17116/otorino20228706 111
  28. Николаева А.Ю., Строганова Т.А. Влияние лек-сико-семантической обработки глаголов дви-жения рук и ног на указательные движения тех же конечностей // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2018. Т. 68. № 5. С. 627-636. DOI: 10.1134/ S0044467718050118
  29. Новикова М.Е. Индивидуально-личностные особенности речи младших дошкольников //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 85-91.
  30. Павлова Н.Д., Пескова Е.А. Понимание интен-ционального подтекста речи адресатом // Экс-периментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 74-82.
  31. Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю. и др. Особенности понимания речи у де-тей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 137-161. DOI: 10.17759/cpse.2021100407
  32. Петров С.М. Освоение восприятия речи паци-ентами с кохлеарными имплантами // Вестник оториноларингологии. 2005. № 3. С. 34-36.
  33. Прихода Н.А. Оценка развития русского языка как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. C. 25-33. DOI: 10.17759/pse.2016210304
  34. Рафикова А.С., Валуева Е.А., Панфилова А.С. Голос и психологические свойства человека // Психология. Журнал Высшей школы экономи-ки. 2022. Т. 19. № 1. С. 195-215. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-1-195-215
  35. Скоробогатова Н.В., Лихачёва Н. Л., Пивненко В.В., Конакова М.С. Изучение когнитивных и волевых процессов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 379-395. DOI: 10.32744/ pse.2020.3.28
  36. Солница И., Кобоско И., Панковска А., Скар-жиньски П.Х., Здога М., Скаржиньски Х. Эф-фективность слуховой тренировки лиц с ча-стичной глухотой после кохлеарной имплан-тации по оценке пациентов и сурдопедагогов // Вестник оториноларингологии. 2014. № 4. С. 25-30.
  37. Солодкова А.В. Исследования восприятия вре-мени в современной психологии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. №3. С. 77-85. DOI: 10.17759/jmfp.2017060309
  38. Статников А.И. Синдромный анализ трудно-стей в понимании детьми логико-грамматических конструкций // Национальный психологический журнал. 2015. № 2 (18). С. 77-86. DOI: 10.11621/npj. 2015.0208
  39. Таварткиладзе Г.А. Современное состояние и перспективы развития кохлеарной имплантации // Вестник оториноларингологии. 2015. Т. 80. № 3. С. 4-9. DOI: 10.17116/ otorino20158034-9
  40. Тендрякова М.В. «Первобытное» мышление и мышление ребенка // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 92-105.
  41. Терешин А.Е., Кирьянова В.В., Константинов К.В., Решетник Д.А. Возможности применения биоакустической коррекции для восстановле-ния когнитивного дефицита при реабилитации пациентов с сосудистыми поражениями мозга // Вопросы курортологии, физиотерапии и ле-чебной физической культуры. 2020. Т. 97. № 6-2. С. 126.
  42. Устинин М.Н., Рыкунов С.Д., Бойко А.И., Тара-сов Е.Ф., Журавлев И.В., Поликарпов М.А., Рябов Т.А., Филатов И.А., Юреня А.Ю., Пан-ченко В.Я. Изучение восприятия письменной речи методом функциональной томографии по данным электроэнцефалографии // Математи-ческая биология и биоинформатика. 2021. Т. 16. № 1. С. 1-14.