Основная статья Содержание

Аннотация

Обсуждаются концептуальные основы реформы российского школьного образования, в частности, анализируется понятия «ключевые компетенции», «функциональная грамотность» и «универсальные учебные действия». Ориентация на формирование прикладных знаний и универсальных (надпредметных) действий может блокировать интеллектуальное развитие учащихся, поскольку при этом игнорируется роль предметного содержания школьного образования как центрального фактора интеллектуального роста личности в процессе обучения. Обосновывается необходимость перестройки содержания школьного образования с учетом требований психодидактического подхода, в том числе с учетом опыта реализации психологических моделей развивающего обучения. Рассматриваются особенности «обогащающей модели» обучения математике для 5-9-х классов, обеспечивающей интеллектуальное воспитание учащихся средствами развивающих учебных текстов. Делается вывод о целесообразности баланса системно-деятельностного и психодидактического подходов в модернизации школьного образования.

Ключевые слова

реформа российского школьного образования ключевые компетенции функциональная грамотность универсальные учебные действия предметное содержание школьного образования интеллектуальное развитие психодидактика

Детали статьи

Об авторе

Марина Александровна Холодная

Главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.И. Дружинина, Институт психологии РАН, Москва

Как цитировать
[1]
Холодная, М.А. 2023. Реформа российского школьного образования: вверх по лестнице, ведущей вниз. Учёные записки Института психологии РАН. 3, 4(10) (дек. 2023), 5–24.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От дей-ствия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Монито-ринг формирования функциональной грамот-ности»: основные направления и первые ре-зультаты // Отечественная и зарубежная педа-гогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.
  3. Боженкова Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии. Изда-тельство: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003. С. 8-14.
  5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной гра-мотности // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Изда-тельский дом РАО, 2003. С. 34–36.
  6. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функ-циональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.
  7. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
  8. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидак-тика школьного учебника. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Якиманская И.С. Психологические основы создания школьных учебников // Московская психоло-гическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. Т. 1. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 268-287.
  10. Граник Г.Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на мате-риале учебника нового типа по русскому язы-ку) // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 64-74. DOI:10.17759/pse.20172204010
  11. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. и др. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. рук. Г.Г. Граник, отв. ред. Н.А. Борисенко. М.: СПб.: Нестор-История, 2018.
  12. Грекова А.А. Псевдопатопсихологические особенности мышления практически здоро-вых студентов вузов: Автореферат дис. … канд. психол. наук. СПб., 2020.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче-ния. М.: ИНТОР, 1996.
  14. Занков Л.В. Избранные педагогические тру-ды. М.: Издательство: «Федоров», 1999.
  15. Кибальченко И.А., Баранкова М.С. Диагно-стика понятийных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и пер-спективы // Педагогическая диагностика: ис-тория, теория, современность: материалы Международной научно-практической кон-ференции, Таганрог, 29 октября 2021 года. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. экон. ун-т РИНХ, 2021. С. 103–108.
  16. Концепция модернизации российского обра-зования на период до 2010 года. М.: М-во образования Рос. Федерации, 2002.
  17. Кравцов В.В., Савельева Н.Н. Интеллектуаль-ное воспитание учащихся: от теории к приме-нению: учебно-методическое пособие. Элек-трон. дан. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. Крав-цов_В.А._Интеллектуальное_воспитание_учащихся.pdf (dvfu.ru)
  18. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональ-ная грамотность в системе образования Бела-руси. Минск: АПО, 2003.
  19. Крутский А.Н. Психодидактика среднего об-разования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008.
  20. Леонтьев А.А. От психологии чтения к пси-хологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической кон-ференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С. 5-8.
  21. Осмоловская И.М. Учебники нового поколе-ния: поиск дидактических решений // Отече-ственная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45-53.
  22. Осмоловская И.М. Методологические аспекты междисциплинарных исследований в образо-вании // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С. 28-40.
  23. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
  24. Перминова Л.М. Формирование функцио-нальной грамотности учащихся: культуроло-гический подход: (учебно-методическое по-собие). Департамент образования г. Москвы, Московский ин-т открытого образования. М., 2009.
  25. Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повы-шения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т.24. № 4. С. 991-1016.
  26. Примерная основная образовательная про-грамма основного общего образования. М.: Мин-во просвещения РФ; Ин-т стратегии раз-вития образования РАО, 2022.
  27. Проект Федерального компонента государ-ственного образовательного стандарта обще-го образования. Ч. 1. Начальная школа. Ос-новная школа. / Под ред. Э.Д. Днепрова, В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2002.
  28. Савельева Н.Н. и др. Интеллектуальное вос-питание учащихся средствами развивающих учебных текстов: учебно-методическое посо-бие / Н.Н. Савельева, О.В. Железнякова, Е.А. Лебедева, В.К. Иванова, Т.В. Савчук, Р.Д. Ми-хайлова. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020.
  29. Савенков А.И. Психодидактика. М.: Нацио-нальный книжный центр, 2012.
  30. Тенькова В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обучению в высшем уче-ном заведении // Вестник Воронежского гос. университета. 2019. № 2. С 89-92.
  31. Универсальные компетентности и новая гра-мотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Высшая шко-ла экономики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  32. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1: Началь-ное общее образование. Основное общее об-разование: Ч. 2: Среднее (полное) общее об-разование. М.: Изд-во «Министерство образо-вания РФ», 2004.
  33. Федеральный государственный образователь-ный стандарт основного общего образования. М., 2010.
  34. Федеральные государственные образователь-ные стандарты начального и основного обще-го образования. М.: ВАКО, 2022.
  35. Федеральная образовательная программа ос-новного общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Россий-ской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/ (дата обращения: 13.12 2023)
  36. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание или функциональная грамотность: проблема приоритетов в сфере школьного образования // Психология и современное образование / Материалы IV Всероссийского съезда психо-логов образования России (Москва, 8–12 де-кабря 2008 г.). М.: Общерос. обществ. орга-низация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 381-383.
  37. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуаль-ного воспитания учащихся. М.: Изд-во «Ин-ститут психологии РАН», 2016.
  38. Холодная М.А. Психология интеллекта: Па-радоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.
  39. Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023.
  40. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Да-выдова. Взгляд со стороны компетентностно-го подхода // Психологическая наука и обра-зование. 2003. № 4. С. 56-73.
  41. Чуприкова, Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога // Начальная школа. 2007. № 7. С. 7-12.
  42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  43. Ясюкова Л.А. Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 496–505.