Основная статья Содержание
Аннотация
Обсуждаются концептуальные основы реформы российского школьного образования, в частности, анализируется понятия «ключевые компетенции», «функциональная грамотность» и «универсальные учебные действия». Ориентация на формирование прикладных знаний и универсальных (надпредметных) действий может блокировать интеллектуальное развитие учащихся, поскольку при этом игнорируется роль предметного содержания школьного образования как центрального фактора интеллектуального роста личности в процессе обучения. Обосновывается необходимость перестройки содержания школьного образования с учетом требований психодидактического подхода, в том числе с учетом опыта реализации психологических моделей развивающего обучения. Рассматриваются особенности «обогащающей модели» обучения математике для 5-9-х классов, обеспечивающей интеллектуальное воспитание учащихся средствами развивающих учебных текстов. Делается вывод о целесообразности баланса системно-деятельностного и психодидактического подходов в модернизации школьного образования.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От дей-ствия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
- Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Монито-ринг формирования функциональной грамот-ности»: основные направления и первые ре-зультаты // Отечественная и зарубежная педа-гогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.
- Боженкова Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии. Изда-тельство: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003. С. 8-14.
- Бунеев Р.Н. Понятие функциональной гра-мотности // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Изда-тельский дом РАО, 2003. С. 34–36.
- Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функ-циональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидак-тика школьного учебника. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Якиманская И.С. Психологические основы создания школьных учебников // Московская психоло-гическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. Т. 1. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 268-287.
- Граник Г.Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на мате-риале учебника нового типа по русскому язы-ку) // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 64-74. DOI:10.17759/pse.20172204010
- Граник Г.Г., Борисенко Н.А. и др. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. рук. Г.Г. Граник, отв. ред. Н.А. Борисенко. М.: СПб.: Нестор-История, 2018.
- Грекова А.А. Псевдопатопсихологические особенности мышления практически здоро-вых студентов вузов: Автореферат дис. … канд. психол. наук. СПб., 2020.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обуче-ния. М.: ИНТОР, 1996.
- Занков Л.В. Избранные педагогические тру-ды. М.: Издательство: «Федоров», 1999.
- Кибальченко И.А., Баранкова М.С. Диагно-стика понятийных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и пер-спективы // Педагогическая диагностика: ис-тория, теория, современность: материалы Международной научно-практической кон-ференции, Таганрог, 29 октября 2021 года. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. экон. ун-т РИНХ, 2021. С. 103–108.
- Концепция модернизации российского обра-зования на период до 2010 года. М.: М-во образования Рос. Федерации, 2002.
- Кравцов В.В., Савельева Н.Н. Интеллектуаль-ное воспитание учащихся: от теории к приме-нению: учебно-методическое пособие. Элек-трон. дан. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. Крав-цов_В.А._Интеллектуальное_воспитание_учащихся.pdf (dvfu.ru)
- Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональ-ная грамотность в системе образования Бела-руси. Минск: АПО, 2003.
- Крутский А.Н. Психодидактика среднего об-разования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008.
- Леонтьев А.А. От психологии чтения к пси-хологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической кон-ференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С. 5-8.
- Осмоловская И.М. Учебники нового поколе-ния: поиск дидактических решений // Отече-ственная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45-53.
- Осмоловская И.М. Методологические аспекты междисциплинарных исследований в образо-вании // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С. 28-40.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
- Перминова Л.М. Формирование функцио-нальной грамотности учащихся: культуроло-гический подход: (учебно-методическое по-собие). Департамент образования г. Москвы, Московский ин-т открытого образования. М., 2009.
- Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повы-шения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т.24. № 4. С. 991-1016.
- Примерная основная образовательная про-грамма основного общего образования. М.: Мин-во просвещения РФ; Ин-т стратегии раз-вития образования РАО, 2022.
- Проект Федерального компонента государ-ственного образовательного стандарта обще-го образования. Ч. 1. Начальная школа. Ос-новная школа. / Под ред. Э.Д. Днепрова, В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2002.
- Савельева Н.Н. и др. Интеллектуальное вос-питание учащихся средствами развивающих учебных текстов: учебно-методическое посо-бие / Н.Н. Савельева, О.В. Железнякова, Е.А. Лебедева, В.К. Иванова, Т.В. Савчук, Р.Д. Ми-хайлова. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020.
- Савенков А.И. Психодидактика. М.: Нацио-нальный книжный центр, 2012.
- Тенькова В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обучению в высшем уче-ном заведении // Вестник Воронежского гос. университета. 2019. № 2. С 89-92.
- Универсальные компетентности и новая гра-мотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Высшая шко-ла экономики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1: Началь-ное общее образование. Основное общее об-разование: Ч. 2: Среднее (полное) общее об-разование. М.: Изд-во «Министерство образо-вания РФ», 2004.
- Федеральный государственный образователь-ный стандарт основного общего образования. М., 2010.
- Федеральные государственные образователь-ные стандарты начального и основного обще-го образования. М.: ВАКО, 2022.
- Федеральная образовательная программа ос-новного общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Россий-ской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/ (дата обращения: 13.12 2023)
- Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание или функциональная грамотность: проблема приоритетов в сфере школьного образования // Психология и современное образование / Материалы IV Всероссийского съезда психо-логов образования России (Москва, 8–12 де-кабря 2008 г.). М.: Общерос. обществ. орга-низация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 381-383.
- Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуаль-ного воспитания учащихся. М.: Изд-во «Ин-ститут психологии РАН», 2016.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Па-радоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.
- Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023.
- Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Да-выдова. Взгляд со стороны компетентностно-го подхода // Психологическая наука и обра-зование. 2003. № 4. С. 56-73.
- Чуприкова, Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога // Начальная школа. 2007. № 7. С. 7-12.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Ясюкова Л.А. Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 496–505.
Литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От дей-ствия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Монито-ринг формирования функциональной грамот-ности»: основные направления и первые ре-зультаты // Отечественная и зарубежная педа-гогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.
Боженкова Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии. Изда-тельство: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003. С. 8-14.
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной гра-мотности // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, Изда-тельский дом РАО, 2003. С. 34–36.
Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функ-циональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидак-тика школьного учебника. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Якиманская И.С. Психологические основы создания школьных учебников // Московская психоло-гическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. Т. 1. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 268-287.
Граник Г.Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на мате-риале учебника нового типа по русскому язы-ку) // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 64-74. DOI:10.17759/pse.20172204010
Граник Г.Г., Борисенко Н.А. и др. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. рук. Г.Г. Граник, отв. ред. Н.А. Борисенко. М.: СПб.: Нестор-История, 2018.
Грекова А.А. Псевдопатопсихологические особенности мышления практически здоро-вых студентов вузов: Автореферат дис. … канд. психол. наук. СПб., 2020.
Давыдов В.В. Теория развивающего обуче-ния. М.: ИНТОР, 1996.
Занков Л.В. Избранные педагогические тру-ды. М.: Издательство: «Федоров», 1999.
Кибальченко И.А., Баранкова М.С. Диагно-стика понятийных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и пер-спективы // Педагогическая диагностика: ис-тория, теория, современность: материалы Международной научно-практической кон-ференции, Таганрог, 29 октября 2021 года. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. экон. ун-т РИНХ, 2021. С. 103–108.
Концепция модернизации российского обра-зования на период до 2010 года. М.: М-во образования Рос. Федерации, 2002.
Кравцов В.В., Савельева Н.Н. Интеллектуаль-ное воспитание учащихся: от теории к приме-нению: учебно-методическое пособие. Элек-трон. дан. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. Крав-цов_В.А._Интеллектуальное_воспитание_учащихся.pdf (dvfu.ru)
Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональ-ная грамотность в системе образования Бела-руси. Минск: АПО, 2003.
Крутский А.Н. Психодидактика среднего об-разования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008.
Леонтьев А.А. От психологии чтения к пси-хологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической кон-ференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. С. 5-8.
Осмоловская И.М. Учебники нового поколе-ния: поиск дидактических решений // Отече-ственная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45-53.
Осмоловская И.М. Методологические аспекты междисциплинарных исследований в образо-вании // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С. 28-40.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
Перминова Л.М. Формирование функцио-нальной грамотности учащихся: культуроло-гический подход: (учебно-методическое по-собие). Департамент образования г. Москвы, Московский ин-т открытого образования. М., 2009.
Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повы-шения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т.24. № 4. С. 991-1016.
Примерная основная образовательная про-грамма основного общего образования. М.: Мин-во просвещения РФ; Ин-т стратегии раз-вития образования РАО, 2022.
Проект Федерального компонента государ-ственного образовательного стандарта обще-го образования. Ч. 1. Начальная школа. Ос-новная школа. / Под ред. Э.Д. Днепрова, В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2002.
Савельева Н.Н. и др. Интеллектуальное вос-питание учащихся средствами развивающих учебных текстов: учебно-методическое посо-бие / Н.Н. Савельева, О.В. Железнякова, Е.А. Лебедева, В.К. Иванова, Т.В. Савчук, Р.Д. Ми-хайлова. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020.
Савенков А.И. Психодидактика. М.: Нацио-нальный книжный центр, 2012.
Тенькова В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обучению в высшем уче-ном заведении // Вестник Воронежского гос. университета. 2019. № 2. С 89-92.
Универсальные компетентности и новая гра-мотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Высшая шко-ла экономики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 1: Началь-ное общее образование. Основное общее об-разование: Ч. 2: Среднее (полное) общее об-разование. М.: Изд-во «Министерство образо-вания РФ», 2004.
Федеральный государственный образователь-ный стандарт основного общего образования. М., 2010.
Федеральные государственные образователь-ные стандарты начального и основного обще-го образования. М.: ВАКО, 2022.
Федеральная образовательная программа ос-новного общего образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Россий-ской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/ (дата обращения: 13.12 2023)
Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание или функциональная грамотность: проблема приоритетов в сфере школьного образования // Психология и современное образование / Материалы IV Всероссийского съезда психо-логов образования России (Москва, 8–12 де-кабря 2008 г.). М.: Общерос. обществ. орга-низация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 381-383.
Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуаль-ного воспитания учащихся. М.: Изд-во «Ин-ститут психологии РАН», 2016.
Холодная М.А. Психология интеллекта: Па-радоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.
Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023.
Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Да-выдова. Взгляд со стороны компетентностно-го подхода // Психологическая наука и обра-зование. 2003. № 4. С. 56-73.
Чуприкова, Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога // Начальная школа. 2007. № 7. С. 7-12.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Ясюкова Л.А. Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 496–505.