Основная статья Содержание
Аннотация
Психосемантические методы позволяют анализировать значения в структуре дискурса. В статье представлены результаты исследования, в котором они применялись для изучения отношения молодого поколения к феномену фашизма. В статье рассматриваются результаты исследования, выполненного на основе прототипического анализа социальных представлений по методу П. Вержеса. К сожалению, идеология фашизма может быть привлекательна для некоторых групп молодежи, что обусловлено специфическим мироощущением несформировавшейся личности. В частности, это идеи превосходства, оправдание средств ради достижения цели, легитимность насилия. Ядро социальных представлений в этом случае – «война», «нацизм», «идеология». Периферическая часть социальных представлений отражает средства для реализации идей фашизма и ассоциируется с терминами: «жестокость», «культ вождя», «вождизм» как лучшая форма правления, «зло» и др. В зоне потенциальных изменений - «авторитарность», «дискриминация», «массовые убийства», «расизм», «геноцид» и др. В исследовании в содержании социальных представлений о фашизме выявлены проявления архетипической памяти старших поколений, переживших Великую Отечественную войну, которые отражают формы и виды насилия, а также такие преступления против человечества, как геноцид, холокост и др. Характеристики идеологической машины фашизма воспроизводят ценности лжепатриотизма, легитимность насилия.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
- Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа, 1985.
- Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. №3. С.5-23.
- Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5-20.
- Ваторопин А. С. Русский фашизм в современной России: социологический анализ // Социум и власть. 2011. №1. С. 28-32.
- Вовк Е.Т. Образы фашизма в России: восприятие и обыденные интерпретации//журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». 2006. №6. С.46-55.
- Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989.
- Иванова Н. А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. №3. С.116-122.
- Кавтарадзе С. Д. Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности // Историческая психология и социология истории. 2012. №1. С. 8-25.
- Колиниченко И.А. Психосемантическое исследование представлений о морали в обыденном сознании студентов//Психология обучения. 2011. № 9. С. 51-63.
- Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2000.
- Максимова С. Г. Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости // Известия АлтГУ. 2002. №2. С. 11-23.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
- Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009.
- Психолингвистика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Р.М. Фрумкина. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Свидзинская Г.Б. Психосемантический подход к исследованию сознания и методы психосемантических исследований // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1(50). 2021. С. 24-29.
- Ященко Е. Ф., Соломина И. Л. Психосемантическое исследование мотивационно-эмоциональной сферы личности и предрасположенности к девиантному и экстремистскому поведению студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 118-122.
- Abric J.-C. La recherche du noyau central et de la zone muette des représentationssociales // Méthodesd’étude des représentationssociales. Ramonville Saint-Agne: Erès, 2003. P. 59-80.
- Dany L. From the study of social practices to the study of “distance to the object” // Papers on Social Representations. 2016. Vol. 26. Pp. 6.1–6.19
- Vergès P. L’Evocation de l’argent: uneméthode pour la définition du noyau central d’unereprésentation // Bulletin de psychologie. 1992. V. XLV. № 405. P. 203-209.
- Fenner A., Weitz E.D. Fascism and Neofascism. Critical writings on the Radical Right in Europe. London: AIAA, 2004.
- Moscovici S. Why a theory of social representations? // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
- Organski A.F.K. The stages of political development. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1973.
Литература
Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа, 1985.
Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. №3. С.5-23.
Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5-20.
Ваторопин А. С. Русский фашизм в современной России: социологический анализ // Социум и власть. 2011. №1. С. 28-32.
Вовк Е.Т. Образы фашизма в России: восприятие и обыденные интерпретации//журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». 2006. №6. С.46-55.
Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989.
Иванова Н. А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. №3. С.116-122.
Кавтарадзе С. Д. Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности // Историческая психология и социология истории. 2012. №1. С. 8-25.
Колиниченко И.А. Психосемантическое исследование представлений о морали в обыденном сознании студентов//Психология обучения. 2011. № 9. С. 51-63.
Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2000.
Максимова С. Г. Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости // Известия АлтГУ. 2002. №2. С. 11-23.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009.
Психолингвистика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Р.М. Фрумкина. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Свидзинская Г.Б. Психосемантический подход к исследованию сознания и методы психосемантических исследований // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1(50). 2021. С. 24-29.
Ященко Е. Ф., Соломина И. Л. Психосемантическое исследование мотивационно-эмоциональной сферы личности и предрасположенности к девиантному и экстремистскому поведению студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 118-122.
Abric J.-C. La recherche du noyau central et de la zone muette des représentationssociales // Méthodesd’étude des représentationssociales. Ramonville Saint-Agne: Erès, 2003. P. 59-80.
Dany L. From the study of social practices to the study of “distance to the object” // Papers on Social Representations. 2016. Vol. 26. Pp. 6.1–6.19
Vergès P. L’Evocation de l’argent: uneméthode pour la définition du noyau central d’unereprésentation // Bulletin de psychologie. 1992. V. XLV. № 405. P. 203-209.
Fenner A., Weitz E.D. Fascism and Neofascism. Critical writings on the Radical Right in Europe. London: AIAA, 2004.
Moscovici S. Why a theory of social representations? // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Eds. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
Organski A.F.K. The stages of political development. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1973.