Основная статья Содержание

Аннотация

В статье рассматривается особый тип исследовательских орудий – материальные объекты, создаваемые для научного изучения мышления и интеллектуального поведения. Функция этих объектов – стимулировать развертывание процесса мышления, постановки и решения проблем. Данные объекты можно рассматривать как особые когнитивные артефакты. Представлен перечень их характеристик, не претендующий на исчерпывающую полноту и предлагаемый для возможного обсуждения и дополнения другими исследователями. В него входят: а) степень новизны объекта и неопределенности его отнесения к тому или иному классу; б) «серендипность» объекта – наличие заготовленных скрытых сюрпризов, неожиданных свойств, связей; в) контринтуитивность объекта; г) объективная сложность; д) степень «прозрачности», доступности для наблюдения; е) предполагаемая понятность объекта для испытуемого (участника); ж) предполагаемая осмысленность практических действий участника по отношению к объекту; з) возможность трансформации объекта с целью создания сходных, но чем-то отличающихся проблемных ситуаций (задач); и) характер мыслительных целей (вызовов), которые, по замыслу разработчиков, должны провоцироваться (стимулироваться) объектом. Некоторые из этих объектов являются когнитивными артефактами не только для исследователей-психологов, но и для участников с развитием мышления выше некоторого уровня. Такой объект может стать для участника и метакогнитивным артефактом – средством познания чужого мышления (мышления разработчика).

Ключевые слова

исследовательские орудия психологические инструменты объекты для изучения мышления и интеллектуального поведения когнитивные артефакты

Детали статьи

Об авторе

Александр Николаевич Поддьяков

Поддьяков Александр Николаевич

доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Поддьяков, А.Н. 2024. Инструментарий исследователей: объекты, создаваемые для изучения мышления, как когнитивные артефакты. Учёные записки Института психологии РАН. 4, 1(11) (мар. 2024), 4–20.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Аллахвердов В.М. Психология в контурах процесса познания. Пролегомены к учебнику для аспирантов (Часть 5) // Ученые записки Института психологии РАН. 2023. Т.3. № 4(10). С. 83-103.
  2. Аснин В.И., Леонтьев А.Н. Перенос действия как функция интеллекта (Исследование интеллектуальной деятельности ребенка методом вариационного проблемного ящика) // Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. М.: Смысл, 2003. С. 251-254.
  3. Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в психологии // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 1. С. 4-16.
  4. Битюцкая Е.В., Кавтарадзе Д.Н. Имитационная игра-головоломка как модель решения трудной жизненной задачи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 3. C. 3-26.
  5. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
  6. Землянухина Т.М. Влияние общения со взрослым на развитие креативности ребенка в раннем возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2. С. 84-86.
  7. Знаков В.В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022.
  8. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2010.
  9. Гопник Э. Как думают дети // В мире науки. 2010. № 10. С. 55-61.
  10. Казакова В.И. Артефакт как концепт современной социальной науки // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2015. № 3. С. 312-316.
  11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  12. Лейланд К. Неоконченная симфония Дарвина: как культура формировала человеческий разум. М.: Альпина нон-фикшн, 2024.
  13. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-35.
  14. Поддьяков А.Н. Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т.4. № 2-3. С. 49-59.
  15. Поддьяков А.Н. Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 1. C. 30-34. DOI:10.17759/chp.2023190104
  16. Поддьяков А.Н. Проблемные ситуации как источник развития творческого потенциала человека // Образовательная политика. 2023. № 3. С. 44-59.
  17. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. д. пс. н. М., 2001.
  18. Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н. Интерактивные исследовательские объекты: от лабораторных экспериментов к массовым практикам XXI века // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 8-29.
  19. Птицына И.Б. Научные приборы и инструменты как особый вид артефактов // Научное приборо-строение. 2022. Т. 32. № 1. С. 11-20.
  20. Рапацевич Е.С. Приборы для изучения приемов формирования понятий // Вопросы психологии. 1984. № 6. С.129-136.
  21. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. М.: Академкнига, 2005.
  22. Розов Н.С. Полипарадигмальная онтология и ритуально-конституциональная концепция бытова-ния и исторического развития артефактов // Онтологии артефактов: взаимодействие естественных и искусственных компонентов «жизненного мира». М.: Дело, 2012. С. 90-112. URL: https://nrozov.nsu.ru/rozov/publ/artefact.htm
  23. Рулев А. Научное провидение, или искусство совершать открытия // Наука и жизнь. 2017. № 3. С. 2-12.
  24. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
  25. Созинов А.А., Бохан А.И., Александров Ю.И. Методика оценки показателей формирования нового опыта и решения проблем в ситуации приобретения баллов или избегания их потери // Экспериментальная психология. 2018. Т.11. № 1. С. 75-91. DOI:10.17759/exppsy.2018110105
  26. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  27. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. С. 19-143.
  28. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984.
  29. Abrahamson D., Nathan M.J., Williams-Pierce C., Walkington C., Ottmar E.R., Soto H., Alibali M.W. The future of embodied design for mathematics teaching and learning // Frontiers in Education. 2020. V.5. Article 147. DOI:10.3389/feduc.2020.00147
  30. Bonawitz E., Shafto P., Gweon H., Chang I., Katz S., Schulz L. The double-edged sword of pedagogy: Modeling the effect of pedagogical contexts on preschoolers’ exploratory play // Proceedings of the 31st Annual Meeting of the Cognitive Science Society. 29 July-1 August 2009. Amsterdam, Nether-lands: 2009.
  31. Dean L.G, Kendal R.L, Schapiro S.J, Thierry B., Laland K.N. Identification of the social and cognitive processes underlying human cumulative culture // Science. 2012. V.335(6072). P.1114-8. DOI:10.1126/science.1213969. Supporting online material.
  32. Finn E. Don’t show, don’t tell? Cognitive scientists find that when teaching young children, there is a trade-off between direct instruction and independent exploration. MIT News, 2011. URL: https://news.mit.edu/2011/teaching-children-0630
  33. Gundlach H. What is a psychological instrument? // Psychology's territories: historical and contemporary perspectives from different disciplines / Ed. by M.G. Ash, T. Sturm. Lawrence Erlbaum Associ-ates Publishers, 2007. P. 195-224.
  34. Heersmink R. A taxonomy of cognitive artifacts: function, information, and categories // Review of Philosophy and Psychology. 2013. V 4(3). P. 465-481. DOI:10.1007/s13164-013-0148-1
  35. Holleman G.A., Hooge I.T.C., Kemner C., Hessels R.S. The ‘real-world approach’ and its problems: a critique of the term ecological validity // Frontiers in Psychology. 2020. V. 11. Article 721. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00721
  36. Hutchins E. Cognitive artifacts // The MIT encyclopedia of the cognitive sciences / Ed. by R.A. Wilson, F.C. Keil. MIT Press, 1999. P. 126-128.
  37. Legare C.H., Lombrozo T. Selective effects of explanation on learning during early childhood // Journal of experimental child psychology. 2014. V. 126. P. 198-212. DOI: 10.1016/j.jecp.2014.03.001
  38. Mitrović M. Introductory words. 2019. URL: https://www.psupress.org/books/titles/978-0-271-08242-4.html
  39. NersessianN.J. Interpreting scientific and engineering practices: integrating the cognitive, social, and cultural dimensions // New directions in scientific and technical thinking / Ed. by M. Gorman, R. Tweney, D. Gooding, A. Kincannon. Erlbaum, 2005. P. 17-56.
  40. Norman D.A. Cognitive artifacts // Designing interaction: psychology at the human-computer interface / Ed. by J.M. Carroll. Cambridge University Press, 1991. P. 17-38.
  41. Nunnaly J.C., Lemond L.C. Exploratory behaviour and human development // Advances in child development and behaviour / Ed. by L.P. Lipsitt, H.W. Reese. NY, 1973. V. 8. P. 59-112.
  42. Reindl E., Gwilliams A.L., Dean L G., Kendal R.L., Tennie C. Skills and motivations underlying chil-dren’s cumulative cultural learning: case not closed // Palgrave communications. 2020. V.6. Article number 106. DOI:10.1057/s41599-020-0483-7
  43. Rothstein B.L. The shape of difficulty: a fan letter to unruly objects. University Park, PA: Penn State University Press, 2019.
  44. Sturm T., Ash M.G. Roles of instruments in psychological research // History of psychology. 2005. V. 8(1). P. 3-34. DOI:10.1037/1093-4510.8.1.3
  45. Taub L. What is a scientific instrument, now? //Journal of the history of collections. 2019. V. 31(3). P. 453-467.DOI:10.1093/jhc/fhy045
  46. Warner D.J. What is a scientific instrument, when did it become one, and why? // The British journal for the history of science. 1990. V. 23(1). P. 83-93.