Основная статья Содержание
Аннотация
Народные промыслы играют важную роль в формировании национальной культуры. Художественная роспись, такая как гжель и хохлома, становится все более популярной и интересной для изучения. Окуломоторная активность, которую позволяет записать айтрекер, дает возможность оценить, как эти виды росписи воспринимаются современным человеком. В статье представлены результаты исследования окуломоторной активности при восприятии гжели и хохломы с учетом свойств нервных процессов: силы, уравновешенности, подвижности. В качестве стимульного материала использовались изображения гжели и хохломы в трех вариантах: цветок, птица и полотно. В результате было обнаружено, что люди с сильными нервными процессами проявляют более высокую зрительно-моторную реакцию при восприятии гжели и более высокую концентрацию внимания при восприятии хохломы. Проведенный корреляционный анализ показал, что при зрительном восприятии гжели процессы обработки изображения происходят быстрее при высоких функциональных возможностях центральной нервной системы (ЦНС). Лица, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, проявляют больше внимания при рассмотрении гжели, что выражается в большем количестве и частоте зрительных фиксаций. Полученные данные окуломоторной активности могут быть использованы в арт-терапии и нейромаркетинговых исследованиях.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Гавричкова Е.С., Петрова О.А. Влияние цвета на восприятие человека // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т.2. №.8. С. 300-301.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsveta-na-vospriyatie-cheloveka (дата обращения: 29.02.2024).
- Зинченко Е.М. Айтрекинговое исследование восприятия художественной народной росписи на примере гжели и хохломы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, Вып. 4. С. 424-430. DOI:10.18500/1819-7671-2023-23-4-424-430
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
- Мокшанцев Р.И. Психология восприятия цвета в рекламе. Анализ и результаты исследования // Advesti.ru: [сайт]. 2005. URL: http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_color2 (дата обращения: 20.02.2024).
- Янчус В.Э., Боревич Е.В. Исследование значения цветового решения в процессе гармонизации кинокадра // Информатика, телекоммуникации и управление. 2016. №4(252). С. 53-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-znacheniya-tsvetovogo-resheniya-v-protsesse-garmonizatsii-kinokadra (дата обращения: 29.02.2024).
- Bachurina V. A machine learning investigation of factors that contribute to predicting cognitive performance: Difficulty level, reaction time and eye-movements // Decision Support Systems. 2022. Vol. 155. P. 113713. DOI:10.1016/j.dss.2021.113713
- Liu X. Chen T., Xie G., Liu G. Contact-free cognitive load recognition based on eye movement // Agricultural Water Management. 2016. Vol. 172. P. 1-8. DOI:10.1155/2016/1601879
- Wu S.C., Remington R.W. Characteristics of Covert and Overt Visual Orienting: Evidence from attentional and oculomotor capture //Journal of Experimental Psychology: Human perception and performance. 2003. Vol. 29. №.5. P. 1050-1067. DOI:10.1037/0096-1523.29.5.1050.
- Zheng T., Glock C.H., Grosse E.H. Opportunities for using eye tracking technology in manufacturing and logistics: Systematic literature review and research agenda // Computers & Industrial Engineering. 2022. V. 171. P. 108444. DOI:10.1016/j.cie.2022.108444
Литература
Гавричкова Е.С., Петрова О.А. Влияние цвета на восприятие человека // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т.2. №.8. С. 300-301.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsveta-na-vospriyatie-cheloveka (дата обращения: 29.02.2024).
Зинченко Е.М. Айтрекинговое исследование восприятия художественной народной росписи на примере гжели и хохломы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, Вып. 4. С. 424-430. DOI:10.18500/1819-7671-2023-23-4-424-430
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
Мокшанцев Р.И. Психология восприятия цвета в рекламе. Анализ и результаты исследования // Advesti.ru: [сайт]. 2005. URL: http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_color2 (дата обращения: 20.02.2024).
Янчус В.Э., Боревич Е.В. Исследование значения цветового решения в процессе гармонизации кинокадра // Информатика, телекоммуникации и управление. 2016. №4(252). С. 53-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-znacheniya-tsvetovogo-resheniya-v-protsesse-garmonizatsii-kinokadra (дата обращения: 29.02.2024).
Bachurina V. A machine learning investigation of factors that contribute to predicting cognitive performance: Difficulty level, reaction time and eye-movements // Decision Support Systems. 2022. Vol. 155. P. 113713. DOI:10.1016/j.dss.2021.113713
Liu X. Chen T., Xie G., Liu G. Contact-free cognitive load recognition based on eye movement // Agricultural Water Management. 2016. Vol. 172. P. 1-8. DOI:10.1155/2016/1601879
Wu S.C., Remington R.W. Characteristics of Covert and Overt Visual Orienting: Evidence from attentional and oculomotor capture //Journal of Experimental Psychology: Human perception and performance. 2003. Vol. 29. №.5. P. 1050-1067. DOI:10.1037/0096-1523.29.5.1050.
Zheng T., Glock C.H., Grosse E.H. Opportunities for using eye tracking technology in manufacturing and logistics: Systematic literature review and research agenda // Computers & Industrial Engineering. 2022. V. 171. P. 108444. DOI:10.1016/j.cie.2022.108444