https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/issue/feedУчёные записки Института психологии РАН2025-12-12T14:43:36+03:00Ольга Владимировна Гордяковаscientificnotesipras@gmail.comOpen Journal Systemshttps://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/142От главного редактора2025-12-10T17:03:23+03:00Александр Николаевич Лебедевlebedevan@ipran.ru2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/143Рефлексия жизненного пути Я. А. Пономарева и перспективы развития его методологии для изучения творчества и духовности (к 105-летнему юбилею философа-психолога)2025-12-10T17:11:42+03:00Игорь Никитович Семеновi_samenov@mail.ru<div> <p class="p1">В статье рассматривается системная методология Я.А. Пономарева, ее формирование и реализация в общей и прикладной психологии, а также перспективы ее развития для изучения творчества. Предлагается периодизация этапов и дифференциация предметных направлений творчества Я.А.Пономарева в их социо-экзистенциальной обусловленности его личностно-профессионального роста с рефлексивно-персонологических позиций. Впервые характеризуется саморефлексия Я.А. Пономаревым своего жизнетворчества в перспективе дальнейшего развития современной психологии.</p> </div>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/144Роль творческой активности в процессе социализации лиц с множественной сенсорной блокадой (к 55‐летию Загорского эксперимента)2025-12-10T17:18:32+03:00Виктор Михайлович Сорокинvombat000@mail.ruЛариса Александровна Даринскаяlars_2000@mail.ruРоман Викторович Демьянчукrdconsult@yandex.ruГалина Ивановна Молодцоваmolodlg@mail.ru<p style="font-weight: 400;">В статье прослеживаются истоки и мотивы Загорского эксперимента как результата усвоения дефектологической наукой идей междисциплинарного и комплексного подхода к организации жизни людей с нарушениями слуха и зрения. Подчеркивается роль И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Э. В. Ильенкова в реализации уникального эксперимента по социальной адаптации и инклюзии слепоглухих детей. Представлены данные о личной и научной биографии А. В. Суворова, доктора психологических наук, профессора, единственного в мире слепоглухого психолога, педагога, философа и поэта. Его жизнь неразрывно связана с идеями изучения и воспитания слепоглухих людей в нашей стране, с самой возможностью обучения четверых воспитанников Загорского детского дома на факультете психологии МГУ с 1971 по 1977 гг. Для реализации этих идей потребовались длительные усилия дефектологов, педагогов и психологов, и прежде всего профессоров И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Открытие в Загорске детского дома для слепоглухих детей в 1963 году наметило им путь к полноценному развитию, социальной и профессиональной адаптации, творческому самовыражению. Жизненные пути четверых выпускников Загорского детского дома на практике подтвердили правильность научных взглядов Л. С. Выготского, И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, Э. В. Ильенкова. Особенно показательна в этом отношении биография А. В. Суворова, внесшего свой оригинальный вклад в развитие тифлосурдопсихологии как отрасли современной специальной психологии.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/145Динамика субъект‐объектных ориентаций студентов‐психологов2025-12-10T17:24:18+03:00Ольга Геннадьевна Сайдяшеваosaydyasheva@bk.ruНаталия Владимировна Солнцеваnatalia-sun@inbox.ruЕлена Юрьевна Коржоваelenakorjova@gmail.comГалина Вячеславовна Семеноваg-semenova@yandex.ru<p style="font-weight: 400;">В статье представлены результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования, посвященного изучению динамики субъект-объектных ориентаций студентов-психологов в процессе обучения. Выявлены общие тенденции изменений, преобладающие типы на разных этапах обучения, стабильные и динамические типы.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/146Особенности восприятия произведений живописи у экспертов и новичков: метод айтрекинга2025-12-10T17:30:17+03:00Галина Яковлевна Меньшиковаgmenshikova@gmail.comКристина Александровна Брагинецbraginets.88@mail.ru<p style="font-weight: 400;">В настоящее время большое внимание уделяется проблеме оценки эстетических переживаний, которые возникают при восприятии произведений живописи. Многие аспекты эстетического восприятия неосознаваемы и трудны для вербализации. Для их оценки эффективно использовать метод айтрекинга. В работе представлены результаты исследования движения глаз у экспертов (художники и искусствоведы) и новичков при восприятии изображений натюрмортов. Его особенностью являлось использование двух задач — «свободного рассматривания» и «мысленного рисования взором». Участниками были 50 человек (21 мужчин, 29 женщин, среднего возраста 26,1±2,4 года). В группу экспертов вошло 10 искусствоведов и 15 художников, а в группу новичков 25 студентов факультета психологии МГУ. Анализировались такие глазодвигательные показатели как средняя амплитуда саккад, длина пути сканирования, а также К-коэффициент, позволяющий оценить соотношение длительности фиксаций и амплитуды саккад. Результаты показали, что тип задачи может оказывать влияние на такие показатели движения глаз как средняя амплитуда саккад и длина пути сканирования. Однако, стабильным, независящим от задачи показателем различий оказался К-коэффициент, отражающий преобладание холистических процессов переработки зрительной информации для экспертов по сравнению с новичками.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/147Экономический менталитет россиян в контексте коллективных феноменов гражданской идентичности2025-12-10T17:33:03+03:00Мария Анатольевна ГагаринаMGagarina224@gmail.comАлексей Владиславович Кирпичевalexey.kirichev.m191@gmail.com<p style="font-weight: 400;">В статье анализируется специфика экономического менталитета в контексте гражданской идентичности, а именно коллективных феноменов, отражающих ее содержание: воспринимаемой коллективной преемственности и коллективного нарциссизма. Цель: анализ связей коллективного нарциссизма и коллективной преемственности с экономическим менталитетом россиян. Гипотезы: 1. Приоритет рыночной экономики в экономическом менталитете (высокий Глобальный индекс экономического менталитета) детерминирован высоким уровнем веры в вознаграждение усилий. 2. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета (приоритет государственного регулирования экономики) положительно связан с коллективным нарциссизмом. 3. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета положительно связан с возрастом и воспринимаемой коллективной преемственностью. 4. Высокий уровень коллективного нарциссизма положительно связан с негативным отношением к экономическим аутгруппам. Методы и материалы: вопросы, входящие в Глобальный индекс экономического менталитета, «Шкала коллективного нарциссизма» в адаптации М. О. Романовой, «Шкала воспринимаемой коллективной преемственности» в адаптации М. А. Терсковой. Результаты показали, что высокая ценность экономической свободы детерминирована убежденностью человека в собственную способность добиться успеха, прилагая для этого усилия, низкой готовностью подчиняться власти, а также верой в людей и социальные институты. Высокий коллективный нарциссизм взаимосвязан с приоритетом государственного регулирования экономики в плане перераспределения доходов и осуждением экономических аутгрупп.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/148Специфика образования в эпоху постмодерна: от рассудка к разуму2025-12-10T17:37:04+03:00Александр Владимирович Сухаревzavor753@mail.ru<div> <p class="21">В настоящей статье на основании философского смысла различия понятий рассудка как формально аналитической способности и разума как включающего дополнительно творческую способность и высокий уровень усвоения нравственных норм, приведены результаты экспериментального исследования на уровне индивидуального и коллективного субъекта с позиций концепции этнофункционального синтеза хаоса и космоса. Индивидуальное исследование респондентов было осуществлено на контингенте младших подростков и студентов вузов. Исследование показало, что активация в образной сфере респондентов этноинтегрирующих представлений архаики (природных и природно-анимистических) обусловливает у них повышение показателей репродуктивного и творческого мышления, а также показателя уровня усвоения нравственных (библейских) норм. С этим результатом сопоставлены результаты сравнительного исследования ментальности коллективных субъектов стран мира по непсихологическому показателю темпов социально-экономического развития, указывающие на связь его высоких темпов с относительным балансом архаики и надэтнически-религиозных представлений и приоритетом интернет-выборов темы «Знание». Показатель высоких темпов развития свидетельствует о качестве госуправления и косвенно отражает относительно высокий условный уровень интеллекта властных коллективных субъектов. Таким образом, для индивидуального и отчасти для коллективного субъекта можно утверждать, что повышение степени психологической зрелости и качества мышления от уровня рассудка к уровню разума обусловлено активацией этноинтегрирующих представлений архаики в ментальности субъекта эпохи постмодерна.</p> </div>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/149Стратегии творческого мышления при дефиците времени: эвристические контексты анализа динамических паттернов теста Торренса2025-12-10T17:43:22+03:00Вера Геннадьевна Грязева-Добшинскаяvdobshinya@mail.ruЮлия Александровна Дмитриеваdmitrieva.julia.86@mail.ruСветлана Юрьевна Коробоваk.svetlana‑1991@mail.ru<p style="font-weight: 400;">Тест креативного мышления Торренса (TTCT) имеет определенную историю отбора показателей, валидных для решения различных задач. Цель исследования: выявить дополнительные показатели теста Торренса на выборке взрослых, значимые для профессиональной деятельности. Выборка исследования: 332 человека. Динамические паттерны данных теста Торренса по 3 заданию оценивались на основе линейной, квадратичной и экспоненциальной моделей. Метод психологической диагностики динамических паттернов креативного мышления позволяет выявить значимые показатели креативной продуктивности в стрессовых условиях деятельности. Адаптивные стратегии творческого мышления представлены наиболее часто встречающимися паттернами по разработанности, а инновационные стратегии – редкими паттернами по гибкости и оригинальности.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/150Диагностика уровня креативности по рисуночному тесту Торренса с использованием методов машинного обучения2025-12-10T17:46:23+03:00Анастасия Сергеевна Панфиловаpanfilova87@gmail.comЕкатерина Александровна Валуеваekval@mail.ruЮлия Александровна Дмитриеваdmitrieva.julia.86@mail.ruВера Геннадьевна Грязева-Добшинскаяvdobshinya@mail.ruСветлана Юрьевна Коробоваk.svetlana‑1991@mail.ruЕвгений Иванович Колтуновaspiratingle@gmail.com<p style="font-weight: 400;">В статье представлен подход по созданию моделей для автоматизации процедуры оценки креативности по тесту Торранса. Проведенное исследование продемонстрировало наилучшие результаты по дообучению модели на базе Swin-base с использованием изображений субтеста 2. Достигнутая точность составила <strong>0,74–0,88</strong> для оригинальности и <strong>0,69–0,82</strong> для разработанности по отдельным типам исходных рисунков. Обучение модели предсказанию уровня оригинальности по названию изображений субтеста 2 посредством дообучения модели на базе Bert продемонстрировало точность 0,79.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/151Машинно‐семантический дифференциал: картирование эмоционального смысла с помощью векторных языковых моделей2025-12-10T19:35:38+03:00Анастасия Груздеваprog.anastasia@gmail.comИлья Алексеевич Суровilya.a.surov@itmo.ru<p style="font-weight: 400;">Эмоции и чувства – ключевой элемент психики, однако их экспериментальные исследования осложняются дороговизной, статистической недостоверностью натурных экспериментов и требуют времени. В статье представлен метод решения этих проблем посредством машинных моделей естественного языка, которые в неявном виде содержат большой объём психологической информации. При этом используются имеющиеся в открытом доступе предобученные нейросетевые представления слов и фраз векторами в многомерных пространствах. Эти представления содержат эмоционально-семантические факторы Ч. Осгуда <em>оценка</em>, <em>сила</em> и <em>активность</em>, кодируемые в этих пространствах определёнными направлениями. Проекция на эти направления позволяет строить эмоционально-смысловые карты языковых единиц. Разработанный метод апробирован на массиве из 105 эмоциональных состояний, векторные представления которых строились с помощью трёх машинных моделей русского и английского языка. Построенные карты этих состояний качественно совпали во всех случаях. Полученные значения факторов оценки, силы и активности были использованы для прогнозирования функциональных (новость – действие – результат) и оценочных (приятно – неприятно) классов эмоциональных состояний. Среднее совпадение прогноза с экспертной оценкой этих классов составило 61% и 82% соответственно. Полученные результаты подтверждают функциональную модель эмоциональной семантики, а также кросс-культурную универсальность семантических факторов Ч. Осгуда. Также подтверждена гипотеза о наличии в языковых моделях эмоционально-смысловой информации и возможности её алгоритмического извлечения, что указывает на возможность решения метрологических проблем психологического эксперимента. Статистическая достоверность и воспроизводимость разработанного подхода открывает новые возможности для прикладных и фундаментальных исследований.</p>2025-12-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025