https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/issue/feedУчёные записки Института психологии РАН2024-09-30T21:43:04+03:00Ольга Владимировна Гордяковаscientificnotesipras@gmail.comOpen Journal Systemshttps://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/107Казанская школа психологии состояний: от: В.М. Бехтерева до наших дней (направления и результаты исследований)2024-09-30T18:48:50+03:00Александр Октябринович Прохоровalprokhor1011@gmail.com<p style="font-weight: 400;">В статье анализируются направления и результаты исследований категории «психическое состояние», выполненные в Казанской школе психологии состояний. Первые исследования психических состояний в Казани, в том числе ив России, связаны с работами выдающегося российского психолога, психиатра и психоневролога В.М. Бехтерева. В первой психологической лаборатории, открытой им в Казанском университете, исследовался широкий спектр психических состояний, характерных как для нормы, так и патологии. Им были выделены и феноменологически описаны состояния, типичные для определенных видов деятельности, рассмотрены состояния сознания и их патология. Второй этап исследований психических состояний – советский период. Его основанием являются работы, выполненные в лаборатории индивидуальных различий Казанского университета Н.М. Пейсаховым и его сотрудниками. Основной цикл работ был посвящен изучению проявлений функциональных состояний в трудовой, учебной и спортивной деятельностях. Отдельный аспект исследований – работы в области саморегуляции психических состояний. Современный период исследований психических состояний связан с использованием научной методологии: субъектно-деятельностного, системного и синергетического подходов, метасистемной и динамических парадигм и др. Применение этих подходов позволило системно описать психические состояния и их функции в психическом целом, выделить и ввести в пространство психологии новые классы состояний: неравновесные, познавательные, повседневно-трансовые. Отдельное направление исследований – изучение взаимоотношений сознания и состояний. В этом направлении рассмотрены связи смысловых структур, рефлексии, переживаний, системы Я и др. с состояниями субъекта. Другое направление изучения состояний – исследование регуляторных процессов: особенностей саморегуляции состояний субъекта. Разработанная системно-функциональная концепция саморегуляции состояний является основой этого направления исследований в Казанской школе психологии состояний.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/108Эволюционное происхождение плача2024-09-30T18:55:20+03:00Николай Сергеевич Розовnrozov@gmail.com<p style="font-weight: 400;">В статье обсуждаются проблемы эволюционного происхождения, а также функциональности или нефункциональности человеческого плача и смежных феноменов (рыданий, слез, депрессивных состояний, отчаяния). Показано, что плач специфичен для нашего вида, хотя некоторые сходные явления у высших млекопитающих указывают на древнейшие ингредиенты этой поведенческой структуры в дочеловеческом прошлом. Показана ограниченность простейших объяснений плача как выражения эмоций и психологической разрядки. Проведен критический анализ концепций механизма плача, его глубинных причин, плача как «протеста против речи и культуры». Плач как общая для всех человеческих популяций поведенческая структура со своей генетической основой, появился и развивался у гоминин на определенных этапах антропогенеза. Показана роль широко обсуждаемых в теории антропогенеза совместной интенциональности, самоодомашнивания, педоморфизма. Реконструированы основные типовые ситуации и ингредиенты появления этой структуры, построена модель ее функциональности, объяснены половые различия.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/109Образная, символическая и дискурсивная репрезентация представлений о добре и зле у детей и подростков2024-09-30T19:07:41+03:00Гарник Владимирович Акоповakopovgv@gmail.comЛюбовь Суреновна Акопянakolubov@mail.ru<p style="font-weight: 400;">Рассматривается специфика нравственного сознания школьников на начальном и среднем этапах обучения. Предполагается, что качественные половозрастные различия связаны с уровневой структурой образного, символического и дискурсивного модусов сознания в его проекции на отношение школьников к Добру и Злу. Комплекс методических материалов включает рисуночные пробы «Нарисуй, как ты себе представляешь Добро (Зло)», а также восемь тематических вопросов анкеты (методика Л.С. Акопян). Получены сюжетные и символические рисунки, сопоставимые в половозрастных группах по фиксированным категориям контент-анализа: человек, город, природа, животные, символы Добра и Зла; множество дискурсов (высказывания, суждения, рассуждения) в определениях школьниками Добра и Зла, доброго и злого человека, сопоставимых в половозрастных группах по эмпирически выявленным категориям: действия и поступки, личностные характеристики, эмоциональные состояния, формальные определения («реверсивные» и тавтологичные). Выявлены различия в содержании образных представлений о Добре и Зле у подростков в сравнении с младшими школьниками; более сложная гендерная динамика образов, символов и дискурсов от начального к среднему этапу обучения школьников. Определены перспективные направления дальнейших исследований.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/110Эмпатия и ценности медицинских работников при решении моральных дилемм в повседневных жизненных ситуациях2024-09-30T19:15:28+03:00Мария Наурузоваmarusya_nauruzova@mail.ruТатьяна Васильевна Корниловаtvkornilova@mail.ru<p style="font-weight: 400;">Профессиональная деятельность медицинских работников подразумевает принятие решений в условиях неопределенности, изучение которых способствует улучшению качества оказания медицинской помощи, решению проблемы социального выгорания. Однако ранее не исследовалось, есть ли какая-либо специфика в том, какие решения принимают медицинские работники в повседневных жизненных ситуациях. Гипотезой исследования выступило предположение, что эмпатия, некоторые ценностные личностные установки и трудности выбора при взаимодействии с другими людьми могут оказывать влияние на принятие решений медицинскими работниками в повседневных жизненных ситуациях. Выделение подгрупп лиц с высокой (40%) и низкой (60%) трудностью выбора (по средним оценкам в 15 ситуациях) показало, что у участников этих групп по-разному проявлялись регулятивные роли эмпатии и ценностей. Результаты бинарной логистической регрессии продемонстрировали, что для характеристик принятия решений в подгруппе участников, высоко оценивших трудность выбора, получена надёжная математическая модель, раскрывающая их взаимосвязи с предикторами: увеличение вероятности принятия альтруистических выборов на один шаг зависит от уменьшения эмпатии на 10 шагов и увеличения на 6 шагов ранга ценностной ориентации (ЦО) «Универсализм».</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/106От главного редактора2024-09-30T18:41:18+03:00Александр Николаевич Лебедевlebedevan@ipran.ru2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/111Теория поиска значимости и методологические проблемы изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальных групп2024-09-30T19:19:05+03:00Александр Николаевич Лебедевlebedevan@ipran.ru<p style="font-weight: 400;">В статье рассматриваются методологические проблемы изучения феномена ценностно-аффективной поляризации социальных групп. Утверждается, что заметного успеха в изучении ряда важных психологических феноменов можно добиться на основе принципа стохастического детерминизма, который принимается в таких науках, как биология, экономика и других и наиболее отчетливо представлен в работах психологов Д. Канемана и А. Тверски. Для изучения выбора личностью ценностной позиции в условиях групповой поляризации рассматривается теория поиска значимости А. Круглански (SQT). Данная теория рассматривает поиск значимости как «опредмечивание» специфической потребности, в основе которой лежит чувство собственного достоинства личности. Поиск значимости может приводить как к социально позитивным, так и негативным результатам развития личности, предсказать которые заранее невозможно. Теории поиска значимости и теория ценностно-аффективной поляризации позволяют объяснить не только ценностный выбор членом группы занимаемой им позиции, но и механизм трансформации ценностной поляризации в аффективную, предвзятость подтверждения, характерную для представителей поляризованного меньшинства, вторичную поляризацию меньшинства группы и др.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/112Патриотизм и патриотичность личности: теория и практика измерений2024-09-30T19:25:18+03:00Валерий Валентинович Спасенниковspas1956@mail.ruГалина Федоровна Голубеваgolubeva.galia2012@yandex.ruЕлизавета Валерьевна Спасениковаspasennikovaelizaveta@yandex.ru<p>В статье показано, что в социогуманитарных исследованиях существует многозначность трактовок понятий патриотизм и патриотичность личности, а также сложность их операционализации и практического измерения. Представлены результаты исследования, в котором осуществлена попытка анализа феномена патриотизма с позиций философии, политологии, истории, социологии и социально-психологической практики разработки методического инструментария для диагностики патриотичности личности на выборке студенческой молодежи технического университета. Проанализированы взгляды отечественных и зарубежных психологов на природу патриотизма и патриотичности личности. Приведена обобщенная система показателей для измерения патриотизма, которая разрабатывается в трудах отечественных ученых. Получена эмпирическая оценка модальных характеристик концепта «патриот» и концепта «националист». Сформулирован важный вывод о том, что российская национально-государственная идентичность связана с ментальностью и исторической памятью народа, определяется идентификацией с населением, территорией, культурой и должна лежать в основе духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания студенческой молодежи.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/113Cyberbullying and its impact on self-harm in adolescents (Кибербуллинг и его влияние на самоповреждение у подростков)2024-09-30T19:31:32+03:00Armine Iskajyanarminiskajyan@mail.ru<p style="font-weight: 400;">Cyberbullying has emerged as a significant issue in the digital age, posing severe risks to adolescent mental health. Unlike traditional bullying, which occurs in physical or face-to-face environments, cyberbullying leverages digital platforms to harass or intimidate individuals, making it more pervasive and relentless. The continuous and often public nature of cyberbullying can exacerbate emotional distress and lead to profound psychological harm. Despite its increasing prevalence, cyberbullying remains relatively under-studied by psychologists, largely because digital communication is a recent phenomenon, emerging only in the last few decades. Consequently, there is a significant gap in research regarding the psychological impacts of cyberbullying, highlighting the need for more comprehensive studies in this area. This study aims to investigate the relationship between cyberbullying and self-harm among adolescents, emphasizing the urgent need for targeted intervention and prevention strategies. Utilizing a case study methodology, the research offers an in-depth examination of how cyberbullying can lead to self-harm. The article provides a detailed analysis of the complex interactions between digital harassment and maladaptive coping mechanisms. The findings underscore the significant impact of cyberbullying on mental health, illustrating that the severe emotional distress caused by cyberbullying can lead to self-harm. This study provides new insights into the specific ways cyberbullying contributes to self-harm and emphasizes the necessity for effective intervention strategies to support adolescents and mitigate the harmful effects of digital harassment.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/114Виртуальная реальность и психологические проблемы общения людей на сайтах для взрослых2024-09-30T19:37:08+03:00Олеся Шиловаtwixel@mail.ruДмитрий Волченковdimitri.volchenkov@ttu.edu<p style="font-weight: 400;">Быстрое проникновение цифровых технологий во все области человеческой жизни, включая интимную сферу, остро ставит вопросы построения и поддержания отношений между людьми в виртуальной реальности. В статье рассматриваются психологические проблемы виртуальных отношений на социальных платформах для взрослых, что в отечественной литературе встречается крайне редко. Основной вывод исследования состоит в том, что виртуальные отношения между аватарами не соответствуют отношениям между живыми людьми, поэтому решения, принимаемые на основе опыта построения реальных отношений, не всегда приводят к позитивным результатам в виртуальной реальности. В статье выделены психологические типы моделей вебкама и их виртуальных клиентов, рассматриваются отношения между участниками веб-взаимодействия на основе виртуального драматического треугольника, а также отношения виртуальной созависимости.</p>2024-09-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024