Учёные записки Института психологии РАН https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS ru-RU scientificnotesipras@gmail.com (Ольга Владимировна Гордякова) scientificnotesipras@gmail.com (Секретарь) Fri, 12 Dec 2025 14:43:36 +0300 OJS 3.3.0.3 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 От главного редактора https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/142 Александр Николаевич Лебедев Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/142 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Рефлексия жизненного пути Я. А. Пономарева и перспективы развития его методологии для изучения творчества и духовности (к 105-летнему юбилею философа-психолога) https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/143 <div> <p class="p1">В статье рассматривается системная методология Я.А. Пономарева, ее формирование и реализация в общей и прикладной психологии, а также перспективы ее развития для изучения творчества. Предлагается периодизация этапов и дифференциация предметных направлений творчества Я.А.Пономарева в их социо-экзистенциальной обусловленности его личностно-профессионального роста с рефлексивно-персонологических позиций. Впервые характеризуется саморефлексия Я.А. Пономаревым своего жизнетворчества в перспективе дальнейшего развития современной психологии.</p> </div> Игорь Никитович Семенов Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/143 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Роль творческой активности в процессе социализации лиц с множественной сенсорной блокадой (к 55‐летию Загорского эксперимента) https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/144 <p style="font-weight: 400;">В статье прослеживаются истоки и мотивы Загорского эксперимента как результата усвоения дефектологической наукой идей междисциплинарного и комплексного подхода к организации жизни людей с нарушениями слуха и зрения. Подчеркивается роль И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Э. В. Ильенкова в реализации уникального эксперимента по социальной адаптации и инклюзии слепоглухих детей. Представлены данные о личной и научной биографии А. В. Суворова, доктора психологических наук, профессора, единственного в мире слепоглухого психолога, педагога, философа и поэта. Его жизнь неразрывно связана с идеями изучения и воспитания слепоглухих людей в нашей стране, с самой возможностью обучения четверых воспитанников Загорского детского дома на факультете психологии МГУ с 1971 по 1977 гг. Для реализации этих идей потребовались длительные усилия дефектологов, педагогов и психологов, и прежде всего профессоров И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Открытие в Загорске детского дома для слепоглухих детей в 1963 году наметило им путь к полноценному развитию, социальной и профессиональной адаптации, творческому самовыражению. Жизненные пути четверых выпускников Загорского детского дома на практике подтвердили правильность научных взглядов Л. С. Выготского, И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, Э. В. Ильенкова. Особенно показательна в этом отношении биография А. В. Суворова, внесшего свой оригинальный вклад в развитие тифлосурдопсихологии как отрасли современной специальной психологии.</p> Виктор Михайлович Сорокин, Лариса Александровна Даринская, Роман Викторович Демьянчук, Галина Ивановна Молодцова Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/144 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Динамика субъект‐объектных ориентаций студентов‐психологов https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/145 <p style="font-weight: 400;">В статье представлены результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования, посвященного изучению динамики субъект-объектных ориентаций студентов-психологов в процессе обучения. Выявлены общие тенденции изменений, преобладающие типы на разных этапах обучения, стабильные и динамические типы.</p> Ольга Геннадьевна Сайдяшева, Наталия Владимировна Солнцева, Елена Юрьевна Коржова, Галина Вячеславовна Семенова Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/145 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Особенности восприятия произведений живописи у экспертов и новичков: метод айтрекинга https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/146 <p style="font-weight: 400;">В настоящее время большое внимание уделяется проблеме оценки эстетических переживаний, которые возникают при восприятии произведений живописи. Многие аспекты эстетического восприятия неосознаваемы и трудны для вербализации. Для их оценки эффективно использовать метод айтрекинга. В работе представлены результаты исследования движения глаз у экспертов (художники и искусствоведы) и новичков при восприятии изображений натюрмортов. Его особенностью являлось использование двух задач — «свободного рассматривания» и «мысленного рисования взором». Участниками были 50 человек (21 мужчин, 29 женщин, среднего возраста 26,1±2,4 года). В группу экспертов вошло 10 искусствоведов и 15 художников, а в группу новичков 25 студентов факультета психологии МГУ. Анализировались такие глазодвигательные показатели как средняя амплитуда саккад, длина пути сканирования, а также К-коэффициент, позволяющий оценить соотношение длительности фиксаций и амплитуды саккад. Результаты показали, что тип задачи может оказывать влияние на такие показатели движения глаз как средняя амплитуда саккад и длина пути сканирования. Однако, стабильным, независящим от задачи показателем различий оказался К-коэффициент, отражающий преобладание холистических процессов переработки зрительной информации для экспертов по сравнению с новичками.</p> Галина Яковлевна Меньшикова, Кристина Александровна Брагинец Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/146 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Экономический менталитет россиян в контексте коллективных феноменов гражданской идентичности https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/147 <p style="font-weight: 400;">В статье анализируется специфика экономического менталитета в контексте гражданской идентичности, а именно коллективных феноменов, отражающих ее содержание: воспринимаемой коллективной преемственности и коллективного нарциссизма. Цель: анализ связей коллективного нарциссизма и коллективной преемственности с экономическим менталитетом россиян. Гипотезы: 1. Приоритет рыночной экономики в экономическом менталитете (высокий Глобальный индекс экономического менталитета) детерминирован высоким уровнем веры в вознаграждение усилий. 2. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета (приоритет государственного регулирования экономики) положительно связан с коллективным нарциссизмом. 3. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета положительно связан с возрастом и воспринимаемой коллективной преемственностью. 4. Высокий уровень коллективного нарциссизма положительно связан с негативным отношением к экономическим аутгруппам. Методы и материалы: вопросы, входящие в Глобальный индекс экономического менталитета, «Шкала коллективного нарциссизма» в адаптации М. О. Романовой, «Шкала воспринимаемой коллективной преемственности» в адаптации М. А. Терсковой. Результаты показали, что высокая ценность экономической свободы детерминирована убежденностью человека в собственную способность добиться успеха, прилагая для этого усилия, низкой готовностью подчиняться власти, а также верой в людей и социальные институты. Высокий коллективный нарциссизм взаимосвязан с приоритетом государственного регулирования экономики в плане перераспределения доходов и осуждением экономических аутгрупп.</p> Мария Анатольевна Гагарина, Алексей Владиславович Кирпичев Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/147 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Специфика образования в эпоху постмодерна: от рассудка к разуму https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/148 <div> <p class="21">В настоящей статье на основании философского смысла различия понятий рассудка как формально аналитической способности и разума как включающего дополнительно творческую способность и высокий уровень усвоения нравственных норм, приведены результаты экспериментального исследования на уровне индивидуального и коллективного субъекта с позиций концепции этнофункционального синтеза хаоса и космоса. Индивидуальное исследование респондентов было осуществлено на контингенте младших подростков и студентов вузов. Исследование показало, что активация в образной сфере респондентов этноинтегрирующих представлений архаики (природных и природно-анимистических) обусловливает у них повышение показателей репродуктивного и творческого мышления, а также показателя уровня усвоения нравственных (библейских) норм. С этим результатом сопоставлены результаты сравнительного исследования ментальности коллективных субъектов стран мира по непсихологическому показателю темпов социально-экономического развития, указывающие на связь его высоких темпов с относительным балансом архаики и надэтнически-религиозных представлений и приоритетом интернет-выборов темы «Знание». Показатель высоких темпов развития свидетельствует о качестве госуправления и косвенно отражает относительно высокий условный уровень интеллекта властных коллективных субъектов. Таким образом, для индивидуального и отчасти для коллективного субъекта можно утверждать, что повышение степени психологической зрелости и качества мышления от уровня рассудка к уровню разума обусловлено активацией этноинтегрирующих представлений архаики в ментальности субъекта эпохи постмодерна.</p> </div> Александр Владимирович Сухарев Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/148 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Стратегии творческого мышления при дефиците времени: эвристические контексты анализа динамических паттернов теста Торренса https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/149 <p style="font-weight: 400;">Тест креативного мышления Торренса (TTCT) имеет определенную историю отбора показателей, валидных для решения различных задач. Цель исследования: выявить дополнительные показатели теста Торренса на выборке взрослых, значимые для профессиональной деятельности. Выборка исследования: 332 человека. Динамические паттерны данных теста Торренса по 3 заданию оценивались на основе линейной, квадратичной и экспоненциальной моделей. Метод психологической диагностики динамических паттернов креативного мышления позволяет выявить значимые показатели креативной продуктивности в стрессовых условиях деятельности. Адаптивные стратегии творческого мышления представлены наиболее часто встречающимися паттернами по разработанности, а инновационные стратегии – редкими паттернами по гибкости и оригинальности.</p> Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская, Юлия Александровна Дмитриева, Светлана Юрьевна Коробова Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/149 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Диагностика уровня креативности по рисуночному тесту Торренса с использованием методов машинного обучения https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/150 <p style="font-weight: 400;">В статье представлен подход по созданию моделей для автоматизации процедуры оценки креативности по тесту Торранса. Проведенное исследование продемонстрировало наилучшие результаты по дообучению модели на базе Swin-base с использованием изображений субтеста 2. Достигнутая точность составила <strong>0,74–0,88</strong> для оригинальности и <strong>0,69–0,82</strong> для разработанности по отдельным типам исходных рисунков. Обучение модели предсказанию уровня оригинальности по названию изображений субтеста 2 посредством дообучения модели на базе Bert продемонстрировало точность 0,79.</p> Анастасия Сергеевна Панфилова; Екатерина Александровна Валуева, Юлия Александровна Дмитриева, Вера Геннадьевна Грязева-­Добшинская, Светлана Юрьевна Коробова, Евгений Иванович Колтунов Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/150 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300 Машинно‐семантический дифференциал: картирование эмоционального смысла с помощью векторных языковых моделей https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/151 <p style="font-weight: 400;">Эмоции и чувства – ключевой элемент психики, однако их экспериментальные исследования осложняются дороговизной, статистической недостоверностью натурных экспериментов и требуют времени. В статье представлен метод решения этих проблем посредством машинных моделей естественного языка, которые в неявном виде содержат большой объём психологической информации. При этом используются имеющиеся в открытом доступе предобученные нейросетевые представления слов и фраз векторами в многомерных пространствах. Эти представления содержат эмоционально-семантические факторы Ч. Осгуда <em>оценка</em>, <em>сила</em> и <em>активность</em>, кодируемые в этих пространствах определёнными направлениями. Проекция на эти направления позволяет строить эмоционально-смысловые карты языковых единиц. Разработанный метод апробирован на массиве из 105 эмоциональных состояний, векторные представления которых строились с помощью трёх машинных моделей русского и английского языка. Построенные карты этих состояний качественно совпали во всех случаях. Полученные значения факторов оценки, силы и активности были использованы для прогнозирования функциональных (новость – действие – результат) и оценочных (приятно – неприятно) классов эмоциональных состояний. Среднее совпадение прогноза с экспертной оценкой этих классов составило 61% и 82% соответственно. Полученные результаты подтверждают функциональную модель эмоциональной семантики, а также кросс-культурную универсальность семантических факторов Ч. Осгуда. Также подтверждена гипотеза о наличии в языковых моделях эмоционально-смысловой информации и возможности её алгоритмического извлечения, что указывает на возможность решения метрологических проблем психологического эксперимента. Статистическая достоверность и воспроизводимость разработанного подхода открывает новые возможности для прикладных и фундаментальных исследований.</p> Анастасия Груздева, Илья Алексеевич Суров Copyright (c) 2025 https://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/151 Wed, 10 Dec 2025 00:00:00 +0300