Основная статья Содержание

Аннотация

Изучение самоопределяющих автобиографических воспоминаний (СОВ) является перспективным направлением исследований в области психологии личности. Такие воспоминания могут выступать в качестве уникальных единиц анализа Я-концепции, поскольку позволяют в сжатой, «метафорической» форме отразить ее основное содержание. Однако в настоящий момент в области изучения СОВ существует ряд инструментальных и методологических проблем. Первый класс проблем относится к условиям актуализации СОВ в рамках исследования. Так, можно выделить вопросы, касающиеся экологической валидности СОВ и определения количества СОВ, необходимого и достаточного для анализа личности; вопросы, касающиеся создания инструкций для актуализации СОВ, а также проблему разнородности данных, получаемых от разных респондентов в ответ на одну и ту же инструкцию. Второй класс проблем касается «дилеммы кодирования», т.е. преимуществ и недостатков использования экспертных оценок при анализе СОВ. Заключительная проблема отражает необходимость выработки нового подхода к анализу структуры СОВ, предполагая, что за фенотипически сходными воспоминаниями могут стоять разные процессы их формирования, которые могут быть связаны с различными феноменологическими и функциональными характеристиками СОВ. Проведенный анализ выделенных проблемных областей может предоставить опорные точки при планировании и проведении будущих эмпирических исследований СОВ.

Ключевые слова

самоопределяющие автобиографические воспоминания автобиографическая память нарративная идентичность множественная идентичность личность

Детали статьи

Об авторе

Ольга Сергеевна Сулим, Институт психологии РАН

Младший научный сотрудник лаборатории психологии личности, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Сулим, О.С. 2025. Психология личности: концептуально-методические проблемы исследования самоопределяющих воспоминаний. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 1(14) (мар. 2025), 14–26.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Зайцева Ю.Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №1. С. 118-136.
  2. Зайцева Ю.Е., Горюнова Ю.В. Жизненный сценарий молодых людей в полинарративной перспективе: культурные запреты и предписания постмодерна. // Петербургский психологический журнал. 2021. № 37. С. 89–132.
  3. Нуркова В.В. Жизнь–инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария //Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1(30). С. 56-73.
  4. Нуркова В.В. Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой: автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2010. №1. С. 73–96.
  5. Нуркова В.В. Самоопределяющие автобиографические воспоминания в системе личностно-мнемических межфункциональных связей // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 79–89.
  6. Сулим О.С., Нуркова В.В. Проблема дифференциации инцидентных и метафорических самоопределяющих автобиографических воспоминаний // Ананьевские чтения-2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков-к новым достижениям и инновациям. 2022. С. 182–183.
  7. Conway M.A. Memory and the self // Journal of memory and language. 2005. Vol. 53. № 4. Pp. 594–628.
  8. Demorest A.P. A taxonomy for scenes // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 1. Pp. 239–246.
  9. Dunlop W.L., Guo J., McAdams D.P. The autobiographical author through time: Examining the degree of stability and change in redemptive and contaminated personal narratives // Social Psychological and Personality Science. 2016. Vol. 7. № 5. Pp. 428–436.
  10. Holm T., Thomsen D.K. Self-event connections in life stories, self-concept clarity, and dissociation: Examining their relations with symptoms of psychopathology // Imagination, Cognition and Personality. 2018. Vol. 37. № 3. Pp. 293–317.
  11. Mansfield C.D., Pasupathi M., McLean K.C. The challenges of the experimental paradigm in narrative identity research // Journal of Research in Personality. 2023. Vol. 102. doi:10.1016/j.jrp.2022.104318
  12. McAdams D.P. et al. When bad things turn good and good things turn bad: Sequences of redemption and contamination in life narrative and their relation to psychosocial adaptation in midlife adults and in students // Personality and social psychology bulletin. 2001. Vol. 27. № 4. Pp. 474–485.
  13. McAdams D.P. Narrative identity: What is it? What does it do? How do you measure it? // Imagination, cognition and personality. 2018. Vol. 37. № 3. Pp. 359–372.
  14. McAdams D.P. The psychology of life stories // Review of general psychology. 2001. Vol. 5. № 2. Pp. 100–122.
  15. McDarby M., Mroz E., Bluck S., Carpenter B. How Will I Be Remembered? Reflection on Virtues in Self-Defining Memories Across Adulthood // Innovation in Aging. 2020. № 4(1). Pp. 418.
  16. McLean K.C. et al. Stability and change in autobiographical reasoning: A 4‐year longitudinal study of narrative identity development // Journal of Personality. 2022. Vol. 90. № 3. Pp. 343–356.
  17. McLean K.C., Pasupathi M., Pals J.L. Selves creating stories creating selves: A process model of self-development // Personality and social psychology review. 2007. Vol. 11. № 3. Pp. 262–278.
  18. McLean K.C., Thorne A. Manual for coding meaning-making in self-defining memories (Adapted from coding manual for relationship memories) // Verkregen van. 2001. Vol. 11. http://people. ucsc. edu/avril/PDFs/Pdf.
  19. Nourkova V.V., Vasilenko D.A. On the advantage of autobiographical memory pliability: Implantation of positive self-defining memories reduces trait anxiety // Memory. 2018. Vol. 26. № 7. Pp. 869–881.
  20. Panattoni K., McLean K.C. The curious case of the coding and self-ratings mismatches: A methodological and theoretical detective story // Imagination, Cognition and Personality. 2018. Vol. 37. № 3. Pp. 248–270.
  21. Pasupathi M., Mansour E., Brubaker J.R. Developing a life story: Constructing relations between self and experience in autobiographical narratives // Human development. 2007. Vol. 50. № 2-3. Pp. 85–110.
  22. Singer J., Blagov P. Self-defining memory request & rating sheet // Connecticut College: New London, CT. 2002.
  23. Singer J.A. et al. Self‐defining memories, scripts, and the life story: Narrative identity in personality and psychotherapy // Journal of personality. 2013. Vol. 81. № 6. Pp. 569–582.
  24. Singer J.A. Memories that matter: How to use self-defining memories to understand & change your life. New Harbinger Publications, 2005.
  25. Singer J.A. Seeing one's self: Locating narrative memory in a framework of personality // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. Pp. 429–457.
  26. Singer J.A., Blagov P. The Integrative Function of Narrative Processing: Autobiographical Memory, Self-Defining Memories, and the Life Story of Identity. In D.R. Beike, J.M. Lampinen, D.A. Behrend (Eds.), The self and memory, 2004. Pp. 117–138.
  27. Singer J.A., Labunko-Messier B. Using self-defining memories in couples therapy with older adults // Teoksessa Storying Later Life. Issues, Investigations, and Interventions in Narrative Gerontology, toim. William L. Randall, Ernst Bohlmeijer, Gary M. Kenyon. Oxford: Oxford University Press, Inc. 2011. Pp. 213–234.
  28. Thorne A., McLean K.C. Manual for coding events in self-defining memories // Unpublished manuscript, University of California, Santa Cruz. 2001. Vol. 11. № 4. Pp. 235–250.
  29. Weeks T.L., Pasupathi M. Autonomy, identity, and narrative construction with parents and friends // Narrative development in adolescence. Springer, Boston, MA, 2010. Pp. 65–91.
  30. Weeks T.L., Pasupathi M. Stability and change self‐integration for negative events: The role of listener responsiveness and elaboration // Journal of personality. 2011. Vol. 79. № 3. Pp. 469–498.