Основная статья Содержание

Аннотация

При рассмотрении вопроса об итогах становления советской психологии в период 1920‑1930‑х годов выделяются три ключевые трактовки советской психологии: идеологическая («особая», «марксистская», «советская наука»), собирательное понятие «психологическая наука в СССР» и собственно научное понятие и явление. В соответствии с развиваемым автором концептуально-историографическим подходом под советской психологией предлагается понимать научное направление, возникшее в СССР в период 1920‑1930‑х годов и состоящее из нескольких школ. С этой точки зрения структуру психологической науки в СССР в 1920-1930-е годы образуют шесть научных направлений с входящими в них научными школами: субъективная психология (школа Г.И. Челпанова), религиозно-философская психология, объективная психология (школы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова), марксистская психология (советская психология в узком смысле – школы М.Я. Басова, К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Харьковская школа), психоанализ и психология установки (школа Д.Н. Узнадзе). В совокупности указанные направления представляют собой всю психологическую науку в СССР 1920-1930-х годов, т.е. советскую психологию в широком смысле.

Ключевые слова

история психологии советская психология марксистская психология идеологизированная наука научное направление научная школа

Детали статьи

Об авторе

Сергей Александрович Богданчиков, Академия социального управления

кандидат психологических наук, Московский институт психоанализа, г. Москва, Россия 

Как цитировать
[1]
Богданчиков, С.А. 2025. Советская психология в конце 1930-х годов: итоги становления. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 1(14) (мар. 2025), 39–50.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. 1941. № 5. С. 106-117.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал. 2014. № 1(13). С. 5-19.
  4. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.
  5. Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е изд., испр. и доп. М.-Л.: Госиздат, 1931.
  6. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.
  7. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
  8. Басов М.Я. Общие основы педологии / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
  9. Богданчиков С.А. К вопросу о термине «советская психология» // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 80-88.
  10. Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
  11. Богданчиков С.А. Проблемы изучения истории советской психологии. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009.
  12. Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011.
  13. Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
  14. Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 106-116.
  15. Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии. М.: АСОУ, 2018.
  16. Богданчиков С.А. Неподнятая целина: обзор зарубежных публикаций 1930-1950-х гг. о советской психологии // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2021. Т. 1. № 1. С. 12-22.
  17. Богданчиков С.А. Не время для школ: к вопросу о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Т. 2. № 1. С. 43-53.
  18. Богданчиков С.А. Советская психология в широком историко-научном контексте (обзор ключевых отечественных публикаций постсоветского периода) // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т. 3. № 2. С. 62-72.
  19. Богданчиков С.А. Советская психология как предмет и проблема историко‑психологического исследования: концептуально‑историографический подход // Советская психология: этап истории науки и менталитет / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2024.
  20. Выготский Л.С. Психологическая наука // Общественные науки СССР. 1917 1927: Сб. статей / Под ред. В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола. М.: Работник просвещения, 1928.
  21. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.
  22. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.Т. 1. С. 291-436.
  23. Имедадзе И. В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
  24. Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6/VI 1931 г.) // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 1-12.
  25. Кольцова В.А. Парадигмальные основания советской психологии как единой научной школы // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 46-54.
  26. Кольцова В.А., Артемьева О.А. К истории становления советской психологии как «нормальной» науки // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2013. Т. 2. № 1. С. 43-52.
  27. Корнилов К.Н. Психология и марксизм: Автореферат доклада // Известия. 1923 а. 16 января. № 10(1747). С. 4.
  28. Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923 б. № 1. С. 41-50.
  29. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003.
  30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  31. Леонтьев А.Н. Октябрь и психологическая наука // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 3. С. 3-10.
  32. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психология // Большая Советская Энциклопедия. Т. 47. М., 1940. Стлб. 511-548.
  33. Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
  34. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для инженерно-педагогических работников профтехобразования. М.: Высшая школа, 1981.
  35. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984.
  36. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: экспериментальные исследования / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  37. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории (Колл. авт.: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, Б.Н. Тугайбаева). М.: Институт психологии РАН, 1997.
  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940.
  39. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 315-356.
  40. Соколова Е.Е. Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева): дисс. … д-ра психол. н. М., 2021.
  41. Соколова Е.Е. Психология деятельности: становление и перспективы развития. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.
  42. Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 5-14.
  43. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 35-45.
  44. Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
  45. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Крёбера, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977. С. 7-97.
  46. Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к 100-летию со дня рождения М.Я. Басова) // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 156-169.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)