Основная статья Содержание
Аннотация
При рассмотрении вопроса об итогах становления советской психологии в период 1920‑1930‑х годов выделяются три ключевые трактовки советской психологии: идеологическая («особая», «марксистская», «советская наука»), собирательное понятие «психологическая наука в СССР» и собственно научное понятие и явление. В соответствии с развиваемым автором концептуально-историографическим подходом под советской психологией предлагается понимать научное направление, возникшее в СССР в период 1920‑1930‑х годов и состоящее из нескольких школ. С этой точки зрения структуру психологической науки в СССР в 1920-1930-е годы образуют шесть научных направлений с входящими в них научными школами: субъективная психология (школа Г.И. Челпанова), религиозно-философская психология, объективная психология (школы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова), марксистская психология (советская психология в узком смысле – школы М.Я. Басова, К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Харьковская школа), психоанализ и психология установки (школа Д.Н. Узнадзе). В совокупности указанные направления представляют собой всю психологическую науку в СССР 1920-1930-х годов, т.е. советскую психологию в широком смысле.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Ананьев Б.Г. О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. 1941. № 5. С. 106-117.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал. 2014. № 1(13). С. 5-19.
- Басов М.Я. Общие основы педологии. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.
- Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е изд., испр. и доп. М.-Л.: Госиздат, 1931.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.
- Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
- Басов М.Я. Общие основы педологии / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
- Богданчиков С.А. К вопросу о термине «советская психология» // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 80-88.
- Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
- Богданчиков С.А. Проблемы изучения истории советской психологии. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009.
- Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011.
- Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
- Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 106-116.
- Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии. М.: АСОУ, 2018.
- Богданчиков С.А. Неподнятая целина: обзор зарубежных публикаций 1930-1950-х гг. о советской психологии // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2021. Т. 1. № 1. С. 12-22.
- Богданчиков С.А. Не время для школ: к вопросу о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Т. 2. № 1. С. 43-53.
- Богданчиков С.А. Советская психология в широком историко-научном контексте (обзор ключевых отечественных публикаций постсоветского периода) // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т. 3. № 2. С. 62-72.
- Богданчиков С.А. Советская психология как предмет и проблема историко‑психологического исследования: концептуально‑историографический подход // Советская психология: этап истории науки и менталитет / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2024.
- Выготский Л.С. Психологическая наука // Общественные науки СССР. 1917 1927: Сб. статей / Под ред. В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола. М.: Работник просвещения, 1928.
- Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.Т. 1. С. 291-436.
- Имедадзе И. В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
- Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6/VI 1931 г.) // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 1-12.
- Кольцова В.А. Парадигмальные основания советской психологии как единой научной школы // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 46-54.
- Кольцова В.А., Артемьева О.А. К истории становления советской психологии как «нормальной» науки // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2013. Т. 2. № 1. С. 43-52.
- Корнилов К.Н. Психология и марксизм: Автореферат доклада // Известия. 1923 а. 16 января. № 10(1747). С. 4.
- Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923 б. № 1. С. 41-50.
- Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Октябрь и психологическая наука // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 3. С. 3-10.
- Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психология // Большая Советская Энциклопедия. Т. 47. М., 1940. Стлб. 511-548.
- Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для инженерно-педагогических работников профтехобразования. М.: Высшая школа, 1981.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: экспериментальные исследования / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории (Колл. авт.: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, Б.Н. Тугайбаева). М.: Институт психологии РАН, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940.
- Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 315-356.
- Соколова Е.Е. Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева): дисс. … д-ра психол. н. М., 2021.
- Соколова Е.Е. Психология деятельности: становление и перспективы развития. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.
- Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 5-14.
- Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 35-45.
- Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
- Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Крёбера, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977. С. 7-97.
- Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к 100-летию со дня рождения М.Я. Басова) // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 156-169.
Литература
Ананьев Б.Г. О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. 1941. № 5. С. 106-117.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал. 2014. № 1(13). С. 5-19.
Басов М.Я. Общие основы педологии. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.
Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е изд., испр. и доп. М.-Л.: Госиздат, 1931.
Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.
Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
Басов М.Я. Общие основы педологии / Отв. ред. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2007.
Богданчиков С.А. К вопросу о термине «советская психология» // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 80-88.
Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
Богданчиков С.А. Проблемы изучения истории советской психологии. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009.
Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2011.
Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 106-116.
Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии. М.: АСОУ, 2018.
Богданчиков С.А. Неподнятая целина: обзор зарубежных публикаций 1930-1950-х гг. о советской психологии // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2021. Т. 1. № 1. С. 12-22.
Богданчиков С.А. Не время для школ: к вопросу о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Т. 2. № 1. С. 43-53.
Богданчиков С.А. Советская психология в широком историко-научном контексте (обзор ключевых отечественных публикаций постсоветского периода) // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т. 3. № 2. С. 62-72.
Богданчиков С.А. Советская психология как предмет и проблема историко‑психологического исследования: концептуально‑историографический подход // Советская психология: этап истории науки и менталитет / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2024.
Выготский Л.С. Психологическая наука // Общественные науки СССР. 1917 1927: Сб. статей / Под ред. В.П. Волгина, Г.О. Гордона, И.К. Луппола. М.: Работник просвещения, 1928.
Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.Т. 1. С. 291-436.
Имедадзе И. В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6/VI 1931 г.) // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 1-12.
Кольцова В.А. Парадигмальные основания советской психологии как единой научной школы // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 46-54.
Кольцова В.А., Артемьева О.А. К истории становления советской психологии как «нормальной» науки // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2013. Т. 2. № 1. С. 43-52.
Корнилов К.Н. Психология и марксизм: Автореферат доклада // Известия. 1923 а. 16 января. № 10(1747). С. 4.
Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923 б. № 1. С. 41-50.
Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Леонтьев А.Н. Октябрь и психологическая наука // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 3. С. 3-10.
Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психология // Большая Советская Энциклопедия. Т. 47. М., 1940. Стлб. 511-548.
Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для инженерно-педагогических работников профтехобразования. М.: Высшая школа, 1981.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984.
Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: экспериментальные исследования / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории (Колл. авт.: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, Б.Н. Тугайбаева). М.: Институт психологии РАН, 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940.
Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 315-356.
Соколова Е.Е. Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева): дисс. … д-ра психол. н. М., 2021.
Соколова Е.Е. Психология деятельности: становление и перспективы развития. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.
Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 5-14.
Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 35-45.
Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Крёбера, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977. С. 7-97.
Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к 100-летию со дня рождения М.Я. Басова) // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 156-169.