Основная статья Содержание
Аннотация
В статье ставится вопрос о научных школах в отечественной психологической науке 1920-1930-х гг. Дается краткая характеристика девяти школ: Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, М.Я. Басова, К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и Харьковской школы. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения данного периода на уровне научных школ и в целом.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. Саратов: СЮИ МВД России, 2000.
- Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 2. С. 33-50.
- Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
- Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 7-31.
- Богданчиков С.А. Научные школы в советской психологии 1920-1930-х годов (историография проблемы) // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 447-457.
- Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономи-ческий университет, 2011.
- Богданчиков С.А. Изучение творческого наследия М.Я. Басова и его научной школы в отечественной истории психологии // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
- Богданчиков С. А. Фигура и фон (к вопросу о месте и роли Г. И. Челпанова в становлении советской психологии) // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». Дополнение 1 к вып. 29, т. 1: Тематический выпуск «Международные Челпановские психолого-педагогичес¬кие чтения». Киев: Гнозис, 2013а. С. 14-18.
- Богданчиков С.А. Открывая Г.И. Челпанова (Г.И. Челпанов и его школа в контексте истории российской психологии: исследования и материалы). Научная монография. М.: Директ-Медиа, 2013б.
- Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
- Богданчиков С.А. Советская исследовательская и практическая психология 1920-1930-х годов (к историографии вопроса) // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015а. С. 337-384.
- Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015б. № 5. С. 106-116.
- Богданчиков С.А. К истории отечественной психологии советского периода: М.Я. Басов и его школа // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 205-226.
- Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии: монография. М.: АСОУ, 2018.
- Богданчиков С.А. Становление советской психологии (1920-1930-е годы): учеб. пособие. М.: АСОУ, 2020. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
- Богданчиков С.А. Очерки источниковедения истории советской психологии: учебное пособие. М.: АСОУ, 2021. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
- Зинченко В.П.К 80-летию Харьковской психологической школы // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.
- Имедадзе И.В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.
- Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.
- Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского (Вступительная статья) // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.Т. 1. М., 1982. С. 9-41.
- Леонтьев А.Н.Харьковская психологическая школа (Справка) // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 134-138.
- Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Отв. ред. Т.Б. Хомуленко, М.А. Кузнецов. Х.: Изд-во ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2012.
- Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: первая научная сессия Харьковского государственного педагогического института и появление «Харьковской школы психологии» (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 95-106.
- Yasnitsky A., Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // History of Psychology. 2008. V. 11. № 2. P. 101-121.
Литература
Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. Саратов: СЮИ МВД России, 2000.
Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 2. С. 33-50.
Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 159-179.
Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 7-31.
Богданчиков С.А. Научные школы в советской психологии 1920-1930-х годов (историография проблемы) // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 447-457.
Богданчиков С.А. История советской психологии: 1920-1930-е годы. Саратов: Саратовский государственный социально-экономи-ческий университет, 2011.
Богданчиков С.А. Изучение творческого наследия М.Я. Басова и его научной школы в отечественной истории психологии // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
Богданчиков С. А. Фигура и фон (к вопросу о месте и роли Г. И. Челпанова в становлении советской психологии) // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». Дополнение 1 к вып. 29, т. 1: Тематический выпуск «Международные Челпановские психолого-педагогичес¬кие чтения». Киев: Гнозис, 2013а. С. 14-18.
Богданчиков С.А. Открывая Г.И. Челпанова (Г.И. Челпанов и его школа в контексте истории российской психологии: исследования и материалы). Научная монография. М.: Директ-Медиа, 2013б.
Богданчиков С.А. Школа Узнадзе в системе советской психологии // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 131-141.
Богданчиков С.А. Советская исследовательская и практическая психология 1920-1930-х годов (к историографии вопроса) // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015а. С. 337-384.
Богданчиков С.А. Школа Д.Н. Узнадзе в контексте советской психологии 1950-1960-х гг.: время дискуссий (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2015б. № 5. С. 106-116.
Богданчиков С.А. К истории отечественной психологии советского периода: М.Я. Басов и его школа // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 205-226.
Богданчиков С.А. Проблемы истории и историографии советской психологии: монография. М.: АСОУ, 2018.
Богданчиков С.А. Становление советской психологии (1920-1930-е годы): учеб. пособие. М.: АСОУ, 2020. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
Богданчиков С.А. Очерки источниковедения истории советской психологии: учебное пособие. М.: АСОУ, 2021. (Министерство образования Московской области, Академия социального управления)
Зинченко В.П.К 80-летию Харьковской психологической школы // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133-148.
Имедадзе И.В. Школа Узнадзе: штрихи к истории // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 120-130.
Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.
Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского (Вступительная статья) // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.Т. 1. М., 1982. С. 9-41.
Леонтьев А.Н.Харьковская психологическая школа (Справка) // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 134-138.
Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Отв. ред. Т.Б. Хомуленко, М.А. Кузнецов. Х.: Изд-во ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2012.
Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: первая научная сессия Харьковского государственного педагогического института и появление «Харьковской школы психологии» (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 95-106.
Yasnitsky A., Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // History of Psychology. 2008. V. 11. № 2. P. 101-121.