Основная статья Содержание
Аннотация
В статье представлены результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования, посвященного изучению динамики субъект-объектных ориентаций студентов-психологов в процессе обучения. Выявлены общие тенденции изменений, преобладающие типы на разных этапах обучения, стабильные и динамические типы.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Барсукова О.В. Некоторые особенности рефлексивной и мотивационной сферы личности студентов с разными типами жизненной ориентации // Психология обучения. 2015. №8. С. 37–43.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
- Верёвкина А.Б., Коржова Е.Ю. Выбор чтения художественной литературы в контексте жизненного пути // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 694–700. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-89
- Гриненко Д.Н. Динамика показателей саморегуляции и креативности у студентов с разными когнитивными стилями в условиях психолого-образовательного сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С.34-44. DOI: 10.26516/2304-1226.2018.24.34
- Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006.
- Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №4. С. 125–131.
- Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. №4 (56). С. 9–21.
- Драпак Е.В., Москаленко Н.В. Ценности профессиональной деятельности психолога-консультанта // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 287–291.
- Жолобов Е.В. Ценностная сфера представителей субъект-объектных ориентаций личности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июль 2013, ART 2025. СПб., 2013.
- Ильина Е.В. Особенности рефлексии у представителей разных типов жизненных ориентаций // Акмеология. 2018. №3 (67). С. 44–49.
- Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
- Колков В.В. Реализация субъект-субъектных отношений в психосоциальной работе с клиентом // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. DOI: 10.17805/trudy.2019.6.5
- Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Издательство РХГА, 2006.
- Коржова Е.Ю., Цинь П., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. №13(4). С. 493–508. DOI: https: 10.21638/spbu16.2023.404
- Лебедева Р.В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №2. URL: https://mir-nauki.com/54psmn219.html
- Лебедева Р.В. Просоциальная направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 58–62.
- Маралова Т.П. Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №1. С.102–120. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120
- Медведева Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза // Высшее образование в России. 2013. №1. С. 82–88.
- Петровский В.А. Субъектность «Я» в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. №105(1–2). С. 174–193.
- Попова Т.А., Гарифуллин Р.А. Взаимосвязь локуса контроля и свойств личности студентов со стрессорами повседневной жизни // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. №1. С. 40–53. DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-40-53
- Проворова А.Н. Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. №14(2). С. 349–364. DOI: 10.21638/spbu16.2024.210
- Рудыхина О.В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 540–548. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-67
- Сайдяшева О.Г. Динамика изменения субъект-объектных ориентаций у студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. №7. С. 397–402. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2024-7-56
- Сбитнева А.А. Аффективные характеристики межличностного познания представителей разных типов субъект-объектных ориентаций // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. №4. С. 37–45. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.37-45
- Сбитнева А.А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 198–204.
- Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности // Вестник Московского университета. 2024. Серия 14. Психология. №47(4). С.129–149. DOI: 10.11621/LPJ-24-43
- Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. №8(4). С. 91–105. DOI: 10.21702/rpj.2021.4.7
- Runco M.A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. 2nd ed. London: Academic Press, 2014.
Литература
Барсукова О.В. Некоторые особенности рефлексивной и мотивационной сферы личности студентов с разными типами жизненной ориентации // Психология обучения. 2015. №8. С. 37–43.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
Верёвкина А.Б., Коржова Е.Ю. Выбор чтения художественной литературы в контексте жизненного пути // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 694–700. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-89
Гриненко Д.Н. Динамика показателей саморегуляции и креативности у студентов с разными когнитивными стилями в условиях психолого-образовательного сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С.34-44. DOI: 10.26516/2304-1226.2018.24.34
Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006.
Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №4. С. 125–131.
Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. №4 (56). С. 9–21.
Драпак Е.В., Москаленко Н.В. Ценности профессиональной деятельности психолога-консультанта // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 287–291.
Жолобов Е.В. Ценностная сфера представителей субъект-объектных ориентаций личности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июль 2013, ART 2025. СПб., 2013.
Ильина Е.В. Особенности рефлексии у представителей разных типов жизненных ориентаций // Акмеология. 2018. №3 (67). С. 44–49.
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
Колков В.В. Реализация субъект-субъектных отношений в психосоциальной работе с клиентом // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. DOI: 10.17805/trudy.2019.6.5
Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Издательство РХГА, 2006.
Коржова Е.Ю., Цинь П., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. №13(4). С. 493–508. DOI: https: 10.21638/spbu16.2023.404
Лебедева Р.В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №2. URL: https://mir-nauki.com/54psmn219.html
Лебедева Р.В. Просоциальная направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 58–62.
Маралова Т.П. Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №1. С.102–120. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120
Медведева Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза // Высшее образование в России. 2013. №1. С. 82–88.
Петровский В.А. Субъектность «Я» в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. №105(1–2). С. 174–193.
Попова Т.А., Гарифуллин Р.А. Взаимосвязь локуса контроля и свойств личности студентов со стрессорами повседневной жизни // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. №1. С. 40–53. DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-40-53
Проворова А.Н. Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. №14(2). С. 349–364. DOI: 10.21638/spbu16.2024.210
Рудыхина О.В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 540–548. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-67
Сайдяшева О.Г. Динамика изменения субъект-объектных ориентаций у студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. №7. С. 397–402. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2024-7-56
Сбитнева А.А. Аффективные характеристики межличностного познания представителей разных типов субъект-объектных ориентаций // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. №4. С. 37–45. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.37-45
Сбитнева А.А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 198–204.
Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности // Вестник Московского университета. 2024. Серия 14. Психология. №47(4). С.129–149. DOI: 10.11621/LPJ-24-43
Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. №8(4). С. 91–105. DOI: 10.21702/rpj.2021.4.7
Runco M.A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. 2nd ed. London: Academic Press, 2014.



