Основная статья Содержание

Аннотация

В статье представлены результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования, посвященного изучению динамики субъект-объектных ориентаций студентов-психологов в процессе обучения. Выявлены общие тенденции изменений, преобладающие типы на разных этапах обучения, стабильные и динамические типы.

Ключевые слова

субъект-объектные ориентации динамика субъект-объектных ориентаций типы жизненных ориентаций трансситуационный локус контроля трансситуационное творчество студенты-психологи

Детали статьи

Биографии авторов

Ольга Геннадьевна Сайдяшева

педагог-психолог, средняя общеобразовательная школа «Центр образования “Кудрово”», Санкт-Петербург, Россия

Наталия Владимировна Солнцева

кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-­ Петербург, Россия

Елена Юрьевна Коржова

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-­ Петербург, Россия

Галина Вячеславовна Семенова

кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-­ Петербург, Россия

Как цитировать
[1]
Сайдяшева, О.Г., Солнцева, Н.В., Коржова, Е.Ю. и Семенова, Г.В. 2025. Динамика субъект‐объектных ориентаций студентов‐психологов. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 4(17) (дек. 2025), 32–41.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Барсукова О.В. Некоторые особенности рефлексивной и мотивационной сферы личности студентов с разными типами жизненной ориентации // Психология обучения. 2015. №8. С. 37–43.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
  3. Верёвкина А.Б., Коржова Е.Ю. Выбор чтения художественной литературы в контексте жизненного пути // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 694–700. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-89
  4. Гриненко Д.Н. Динамика показателей саморегуляции и креативности у студентов с разными когнитивными стилями в условиях психолого-образовательного сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С.34-44. DOI: 10.26516/2304-1226.2018.24.34
  5. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006.
  6. Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №4. С. 125–131.
  7. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. №4 (56). С. 9–21.
  8. Драпак Е.В., Москаленко Н.В. Ценности профессиональной деятельности психолога-консультанта // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 287–291.
  9. Жолобов Е.В. Ценностная сфера представителей субъект-объектных ориентаций личности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июль 2013, ART 2025. СПб., 2013.
  10. Ильина Е.В. Особенности рефлексии у представителей разных типов жизненных ориентаций // Акмеология. 2018. №3 (67). С. 44–49.
  11. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  12. Колков В.В. Реализация субъект-субъектных отношений в психосоциальной работе с клиентом // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. DOI: 10.17805/trudy.2019.6.5
  13. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Издательство РХГА, 2006.
  14. Коржова Е.Ю., Цинь П., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. №13(4). С. 493–508. DOI: https: 10.21638/spbu16.2023.404
  15. Лебедева Р.В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №2. URL: https://mir-nauki.com/54psmn219.html
  16. Лебедева Р.В. Просоциальная направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 58–62.
  17. Маралова Т.П. Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №1. С.102–120. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120
  18. Медведева Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза // Высшее образование в России. 2013. №1. С. 82–88.
  19. Петровский В.А. Субъектность «Я» в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. №105(1–2). С. 174–193.
  20. Попова Т.А., Гарифуллин Р.А. Взаимосвязь локуса контроля и свойств личности студентов со стрессорами повседневной жизни // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. №1. С. 40–53. DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-40-53
  21. Проворова А.Н. Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. №14(2). С. 349–364. DOI: 10.21638/spbu16.2024.210
  22. Рудыхина О.В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 540–548. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-67
  23. Сайдяшева О.Г. Динамика изменения субъект-объектных ориентаций у студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. №7. С. 397–402. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2024-7-56
  24. Сбитнева А.А. Аффективные характеристики межличностного познания представителей разных типов субъект-объектных ориентаций // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. №4. С. 37–45. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.4.37-45
  25. Сбитнева А.А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 198–204.
  26. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности // Вестник Московского университета. 2024. Серия 14. Психология. №47(4). С.129–149. DOI: 10.11621/LPJ-24-43
  27. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. №8(4). С. 91–105. DOI: 10.21702/rpj.2021.4.7
  28. Runco M.A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. 2nd ed. London: Academic Press, 2014.

Похожие статьи

Вы также можете начать расширенный поиск похожих статей для этой статьи.