Основная статья Содержание
Аннотация
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме оценки эстетических переживаний, которые возникают при восприятии произведений живописи. Многие аспекты эстетического восприятия неосознаваемы и трудны для вербализации. Для их оценки эффективно использовать метод айтрекинга. В работе представлены результаты исследования движения глаз у экспертов (художники и искусствоведы) и новичков при восприятии изображений натюрмортов. Его особенностью являлось использование двух задач — «свободного рассматривания» и «мысленного рисования взором». Участниками были 50 человек (21 мужчин, 29 женщин, среднего возраста 26,1±2,4 года). В группу экспертов вошло 10 искусствоведов и 15 художников, а в группу новичков 25 студентов факультета психологии МГУ. Анализировались такие глазодвигательные показатели как средняя амплитуда саккад, длина пути сканирования, а также К-коэффициент, позволяющий оценить соотношение длительности фиксаций и амплитуды саккад. Результаты показали, что тип задачи может оказывать влияние на такие показатели движения глаз как средняя амплитуда саккад и длина пути сканирования. Однако, стабильным, независящим от задачи показателем различий оказался К-коэффициент, отражающий преобладание холистических процессов переработки зрительной информации для экспертов по сравнению с новичками.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.
- Castelhano M.S., Mack M.L., Henderson J.M. Viewing task influences eye movement control during active scene perception // Journal of Vision. 2009. V. 9(3). P. 6.1–15. DOI: 10.1167/9.3.6
- Francuz P., Zaniewski I., Augustynowicz P., Kopis N., Jankowski T. Eye movement correlates of expertise in visual arts // Frontiers Human Neuroscience. 2018. V. 12. Art. 87. DOI: 10.3389/fnhum.2018.00087
- Hristova E., Georgieva S., Grinberg M. Top-down influences on eye-movements during painting perception: The effect of task and titles // In Towards Autonomous, Adaptive, and Context-Aware Multimodal Interfaces: Theoretical and Practical Issues, 2010. P. 104–115. DOI: 10.1007/978-3-642-18184-9_10
- Krejtz K., Duchowski A., Krejtz I., Szarkowska A., Kopacz A. Discerning Ambient // Focal Attention with Coefficient K. ACM Transactions on Applied Perception (TAP). 2016. V. 13(3) P. 1-20. DOI: 10.1145/2896452
- Ostrofsky J. Observational Drawing Research Methods. // Oxford Handbook of Empirical Aesthetics. 2020. P. 235-255. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198824350.013.17
- Park S., Wiliams L., Chamberlain R. Global saccadic eye movements characterise artists’ visual attention while drawing // Empirical Studies of the Arts. 2021. V. 40(2). P. 228-244. DOI: 10.1177/02762374211001811
- Pihko E., Virtanen A., Saarinen V-M., Pannasch S., Hirvenkari L., Tossavainen T., Haapala A., Hari R. Experiencing art: the influence of expertise and painting abstraction level // Frontiers Human Neuroscience. 2011. V. 5. Art. 94. DOI: 10.3389/fnhum.2011.00094
- Sharvashidze N., Schütz A. Task-dependent eye-movement patterns in viewing art // Journal of Eye Movement Research. 2020. V. 13(2). P. 1-17. DOI: 10.16910/jemr.13.2.12
- Unema P.J.A., Pannasch S., Joos M., Velichkovsky B.M. Time course of information processing during scene perception: The relationship between saccade amplitude and fixation duration // Visual Cognition. 2005. V. 12. P. 473-494. DOI: 10.1080/13506280444000409
- Velichkovsky B.M., Joos M., Helmert J.R., Pannasch S. Two visual systems and their eye movements: evidence from static and dynamic scene perception // Proceedings of the XXVII Conference of the Cognitive Science Society. 2005. P. 2283–2288.
- Vogt S., Magnussen S. Expertise in pictorial perception: eye-movement patterns and visual memory in artists and laymen // Perception. 2007. V. 36. P. 91–100. DOI: 10.1068/p5262
Литература
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.
Castelhano M.S., Mack M.L., Henderson J.M. Viewing task influences eye movement control during active scene perception // Journal of Vision. 2009. V. 9(3). P. 6.1–15. DOI: 10.1167/9.3.6
Francuz P., Zaniewski I., Augustynowicz P., Kopis N., Jankowski T. Eye movement correlates of expertise in visual arts // Frontiers Human Neuroscience. 2018. V. 12. Art. 87. DOI: 10.3389/fnhum.2018.00087
Hristova E., Georgieva S., Grinberg M. Top-down influences on eye-movements during painting perception: The effect of task and titles // In Towards Autonomous, Adaptive, and Context-Aware Multimodal Interfaces: Theoretical and Practical Issues, 2010. P. 104–115. DOI: 10.1007/978-3-642-18184-9_10
Krejtz K., Duchowski A., Krejtz I., Szarkowska A., Kopacz A. Discerning Ambient // Focal Attention with Coefficient K. ACM Transactions on Applied Perception (TAP). 2016. V. 13(3) P. 1-20. DOI: 10.1145/2896452
Ostrofsky J. Observational Drawing Research Methods. // Oxford Handbook of Empirical Aesthetics. 2020. P. 235-255. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198824350.013.17
Park S., Wiliams L., Chamberlain R. Global saccadic eye movements characterise artists’ visual attention while drawing // Empirical Studies of the Arts. 2021. V. 40(2). P. 228-244. DOI: 10.1177/02762374211001811
Pihko E., Virtanen A., Saarinen V-M., Pannasch S., Hirvenkari L., Tossavainen T., Haapala A., Hari R. Experiencing art: the influence of expertise and painting abstraction level // Frontiers Human Neuroscience. 2011. V. 5. Art. 94. DOI: 10.3389/fnhum.2011.00094
Sharvashidze N., Schütz A. Task-dependent eye-movement patterns in viewing art // Journal of Eye Movement Research. 2020. V. 13(2). P. 1-17. DOI: 10.16910/jemr.13.2.12
Unema P.J.A., Pannasch S., Joos M., Velichkovsky B.M. Time course of information processing during scene perception: The relationship between saccade amplitude and fixation duration // Visual Cognition. 2005. V. 12. P. 473-494. DOI: 10.1080/13506280444000409
Velichkovsky B.M., Joos M., Helmert J.R., Pannasch S. Two visual systems and their eye movements: evidence from static and dynamic scene perception // Proceedings of the XXVII Conference of the Cognitive Science Society. 2005. P. 2283–2288.
Vogt S., Magnussen S. Expertise in pictorial perception: eye-movement patterns and visual memory in artists and laymen // Perception. 2007. V. 36. P. 91–100. DOI: 10.1068/p5262

