Основная статья Содержание

Аннотация

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме оценки эстетических переживаний, которые возникают при восприятии произведений живописи. Многие аспекты эстетического восприятия неосознаваемы и трудны для вербализации. Для их оценки эффективно использовать метод айтрекинга. В работе представлены результаты исследования движения глаз у экспертов (художники и искусствоведы) и новичков при восприятии изображений натюрмортов. Его особенностью являлось использование двух задач — «свободного рассматривания» и «мысленного рисования взором». Участниками были 50 человек (21 мужчин, 29 женщин, среднего возраста 26,1±2,4 года). В группу экспертов вошло 10 искусствоведов и 15 художников, а в группу новичков 25 студентов факультета психологии МГУ. Анализировались такие глазодвигательные показатели как средняя амплитуда саккад, длина пути сканирования, а также К-коэффициент, позволяющий оценить соотношение длительности фиксаций и амплитуды саккад. Результаты показали, что тип задачи может оказывать влияние на такие показатели движения глаз как средняя амплитуда саккад и длина пути сканирования. Однако, стабильным, независящим от задачи показателем различий оказался К-коэффициент, отражающий преобладание холистических процессов переработки зрительной информации для экспертов по сравнению с новичками.

Ключевые слова

восприятие изображений эксперты новички амбьентное/фокальное внимание стратегии движения глаз

Детали статьи

Биографии авторов

Галина Яковлевна Меньшикова

доктор психологических наук, зав. лабораторией «Восприятие» факультета психологии, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Кристина Александровна Брагинец

студент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Меньшикова, Г.Я. и Брагинец, К.А. 2025. Особенности восприятия произведений живописи у экспертов и новичков: метод айтрекинга. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 4(17) (дек. 2025), 42–48.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.
  2. Castelhano M.S., Mack M.L., Henderson J.M. Viewing task influences eye movement control during active scene perception // Journal of Vision. 2009. V. 9(3). P. 6.1–15. DOI: 10.1167/9.3.6
  3. Francuz P., Zaniewski I., Augustynowicz P., Kopis N., Jankowski T. Eye movement correlates of expertise in visual arts // Frontiers Human Neuroscience. 2018. V. 12. Art. 87. DOI: 10.3389/fnhum.2018.00087
  4. Hristova E., Georgieva S., Grinberg M. Top-down influences on eye-movements during painting perception: The effect of task and titles // In Towards Autonomous, Adaptive, and Context-Aware Multimodal Interfaces: Theoretical and Practical Issues, 2010. P. 104–115. DOI: 10.1007/978-3-642-18184-9_10
  5. Krejtz K., Duchowski A., Krejtz I., Szarkowska A., Kopacz A. Discerning Ambient // Focal Attention with Coefficient K. ACM Transactions on Applied Perception (TAP). 2016. V. 13(3) P. 1-20. DOI: 10.1145/2896452
  6. Ostrofsky J. Observational Drawing Research Methods. // Oxford Handbook of Empirical Aesthetics. 2020. P. 235-255. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198824350.013.17
  7. Park S., Wiliams L., Chamberlain R. Global saccadic eye movements characterise artists’ visual attention while drawing // Empirical Studies of the Arts. 2021. V. 40(2). P. 228-244. DOI: 10.1177/02762374211001811
  8. Pihko E., Virtanen A., Saarinen V-M., Pannasch S., Hirvenkari L., Tossavainen T., Haapala A., Hari R. Experiencing art: the influence of expertise and painting abstraction level // Frontiers Human Neuroscience. 2011. V. 5. Art. 94. DOI: 10.3389/fnhum.2011.00094
  9. Sharvashidze N., Schütz A. Task-dependent eye-movement patterns in viewing art // Journal of Eye Movement Research. 2020. V. 13(2). P. 1-17. DOI: 10.16910/jemr.13.2.12
  10. Unema P.J.A., Pannasch S., Joos M., Velichkovsky B.M. Time course of information processing during scene perception: The relationship between saccade amplitude and fixation duration // Visual Cognition. 2005. V. 12. P. 473-494. DOI: 10.1080/13506280444000409
  11. Velichkovsky B.M., Joos M., Helmert J.R., Pannasch S. Two visual systems and their eye movements: evidence from static and dynamic scene perception // Proceedings of the XXVII Conference of the Cognitive Science Society. 2005. P. 2283–2288.
  12. Vogt S., Magnussen S. Expertise in pictorial perception: eye-movement patterns and visual memory in artists and laymen // Perception. 2007. V. 36. P. 91–100. DOI: 10.1068/p5262

Похожие статьи

Вы также можете начать расширенный поиск похожих статей для этой статьи.