Основная статья Содержание

Аннотация

В статье анализируется специфика экономического менталитета в контексте гражданской идентичности, а именно коллективных феноменов, отражающих ее содержание: воспринимаемой коллективной преемственности и коллективного нарциссизма. Цель: анализ связей коллективного нарциссизма и коллективной преемственности с экономическим менталитетом россиян. Гипотезы: 1. Приоритет рыночной экономики в экономическом менталитете (высокий Глобальный индекс экономического менталитета) детерминирован высоким уровнем веры в вознаграждение усилий. 2. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета (приоритет государственного регулирования экономики) положительно связан с коллективным нарциссизмом. 3. Низкий Глобальный индекс экономического менталитета положительно связан с возрастом и воспринимаемой коллективной преемственностью. 4. Высокий уровень коллективного нарциссизма положительно связан с негативным отношением к экономическим аутгруппам. Методы и материалы: вопросы, входящие в Глобальный индекс экономического менталитета, «Шкала коллективного нарциссизма» в адаптации М. О. Романовой, «Шкала воспринимаемой коллективной преемственности» в адаптации М. А. Терсковой. Результаты показали, что высокая ценность экономической свободы детерминирована убежденностью человека в собственную способность добиться успеха, прилагая для этого усилия, низкой готовностью подчиняться власти, а также верой в людей и социальные институты. Высокий коллективный нарциссизм взаимосвязан с приоритетом государственного регулирования экономики в плане перераспределения доходов и осуждением экономических аутгрупп.

Ключевые слова

гражданская идентичность идентификация со страной экономический менталитет глобальный индекс экономического менталитета коллективный нарциссизм коллективная преемственность

Детали статьи

Биографии авторов

Мария Анатольевна Гагарина

 

кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве РФ;

ассоциированный научный сотрудник, лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Алексей Владиславович Кирпичев

магистр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Гагарина, М.А. и Кирпичев, А.В. 2025. Экономический менталитет россиян в контексте коллективных феноменов гражданской идентичности. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 4(17) (дек. 2025), 49–58.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. (А.Г. Асмолов, общ. ред.). М.: Федеральный институт развития образования. 2011.
  2. Григорьев Д.С. От патриотизма к политическому тоталитаризму: роль коллективного нарциссизма // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 4. № 40. С. 48–60. DOI: 10.11621/npj.2020.0404.
  3. Пищик В.А., Шабукаева М.Р. Деконструкция представлений о нарциссизме // Южнороссийский журнал социальных наук. 2023. Т. 24. № 3. С. 135–150. DOI: 10.31429/26190567-24-3-135-150.
  4. Романова М.О., Иванов А.А., Богатырева Н.И., Терскова М.А., Быков А.О., Анкушев В.В. Адаптация шкалы коллективного нарциссизма на российской выборке // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 3. С. 201–220. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130312
  5. Терскова М.А., Богатырева Н.И., Иванов А.А., Романова М.О., Быков А.О., Анкушев В.В. Воспринимаемая коллективная преемственность: адаптация шкалы для российского контекста // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 2. С. 127–135. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180214
  6. Гулевич О.А., Косимова С.С. Связь российской идентичности и политической поляризации: роль надежной национальной идентификации и национального нарциссизма // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 4. С. 123–139. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150409
  7. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Экономический менталитет россиян в контексте психолого-исторического анализа // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 5. С. 25–36. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920027722-0
  8. Микляева А.В., Самойлов О.М. Социальные верования и основания морального выбора как предикторы гражданской идентичности подростков // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 4. С. 154–171. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150411
  9. Медведева М.Б. Индекс экономической свободы в современных геополитических реалиях и санкционное давление // Банковские услуги. 2025. Т. 6. С. 33–41. DOI: 10.36992/2075-1915_2025_6_33.
  10. Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Ефременкова М.Н., Кулеш Е.В., Константинов В.В., Гуриева С.Д., Маленова А.Ю. Этническая, гражданская и глобальная идентичности как предикторы эмиграционной активности студенческой молодежи Беларуси, Казахстана и России // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 3. С. 113–123. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180314
  11. Полякова Т.А. Менталитет личности как социально-культурологический феномен: автореф. … дис. канд. филос. наук: 24.00.01. Тамбов, 2005.
  12. Плотникова И.Н. Экономическая свобода личности как правовая категория в современной российской науке // Вестник Московского университета МВД России. 2020. Т. 7. С. 60–68.
  13. Рожкова З.И. Феномен социального неравенства в цифровом мире: как демократия существует в условиях экономических дисбалансов // Журнал монетарной экономики и менеджмента. 2025. Т. 4. С. 29–38. DOI: 10.26118/2782-4586.2025.41.45.005.
  14. Саудаханов М.В. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина и социальное государство // Вестник Московского университета МВД России. 2021. Т. 2. С. 56–59.
  15. Сычев О.А. Теория моральных оснований: современный взгляд на психологические факторы политических убеждений // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 1. С. 5–22. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140101
  16. Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 3. С. 88–115. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2018.3.5
  17. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4. С. 135–143.
  18. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. C. 96–110. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160110
  19. Bagci S. C., Stathi S., Golec de Zavala A. Social identity threat across group status: Links to psychological well-being and intergroup bias through collective narcissism and ingroup satisfaction // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2023. V. 29(2). P. 208–220. DOI: https://doi.org/10.1037/cdp0000509
  20. Biddlestone M., Cichocka A., Główczewski M., Cislak A. Their own worst enemy? Collective narcissists are willing to conspire against their in‐group // British Journal of Psychology. 2022. V. 113(4). P. 894–916. DOI: 10.1111/bjopp.12569
  21. Bocian K., Cichocka A., Wojciszke B. Moral tribalism: Moral judgments of actions supporting ingroup interests depend on collective narcissism // Journal of Experimental Social Psychology. 2021. V. 93. Art. 104098. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2020.104098.
  22. Cichocka A., Cislak A. Nationalism as collective narcissism // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2020. V. 34. P. 69–74. DOI: 10.1016/j.cobeha.2019.12.013
  23. Cichocka A., Marchlewska M., Golec de Zavala A., Olechowski M. ‘They will not control us’: Ingroup positivity and belief in intergroup conspiracies // British Journal of Psychology. 2016. V. 107. P. 556–576. 10.1111/bjop.12158
  24. Czeglédi P., Lips B., Newland C. The Economic Mentality of Nations // Cato Journal. 2021. V. 41(3). P. 657–689. https://doi.org/10.36009/CJ.41.3.10
  25. Golec de Zavala A., Cichocka A., Bilewicz M. The paradox of in-group love: Differentiating collective narcissism advances understanding of the relationship between in-group and out-group attitudes // Journal of Personality. 2013. V. 81. P. 16–28. DOI: 10.1111/j.1467-6494.2012.00779.x
  26. Golec de Zavala A., Lantos D. Collective narcissism and its social consequences: The bad and the ugly // Current Directions in Psychological Science. 2020. V. 29(3). P. 273–278. DOI:10.1177/0963721420917703.
  27. Graham J., Nosek B.A., Haidt J., Iyer R., Koleva S., Ditto P.H. Mapping the moral domain // Journal of personality and social psychology. 2011. V. 101(2). P. 366-385
  28. Kim D., Jesiek B.K. Political ideologies and moral foundations of engineering professionals in the United States // Technology in Society. 2023. V. 75. Art. 102379. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2023.102379.
  29. Sani F., Bowe M., Herrera M., Manna C., Cossa T., Miao X., Zhou Y. Perceived Collective Continuity: Seeing Groups as Entities That Move Through Time // European Journal of Social Psychology. 2007. V. 37. P. 1118–1134. DOI: 10.1002/ejsp.430.