Основная статья Содержание
Аннотация
В статье рассматривается комплекс причин, определяющих эффект воздействия информационного поля на экономическое поведение индивида и группы в условиях избыточности информации. Авторы исходят из общей гипотезы о том, что в основе информационного воздействия, вызывающего ажиотажный спрос, лежит феномен доверия к источнику информации. На основе анализа объективной экономической информации и экономико-психологического мониторинга, выделен контекст ожиданий и работы с информацией. Исходя из контекста сформирована рабочая экспериментальная гипотеза о том, что субъективный уровень доверия к источникам экономической информации коррелирует с повышением активности в фронтальных отделах головного мозга в дельта- и тета- ритмах, а также находит свое проявление в функциональной асимметрии. На основе экспериментальных данных установлено, что существует зависимость между левополушарной асимметрией при восприятии источника с низким уровнем доверия и снижением асимметрии при восприятии источника с субъективно положительным уровнем доверия. Отношение индивида к источнику информации положительно коррелирует с уровнем доверия к нему. Итогом исследования выступает совокупность тезисов о том, что фейковые новости и информационные каналы, не вызывающие доверия: а) не вызывают у потребителя информации негативных эмоций, а значит не блокируются в качестве компонентов информационного поля; б) несмотря на избыточность информации в целом и кризисное состояние, человек склонен продолжать отслеживать даже ту информацию, которая заведомо воспринимается им как недостоверная. Следовательно, враждебная и дружелюбная информация одинаково поступают к потребителю, при этом отсутствие доверия не является инструментом личностного отказа от ее потребления.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 2002.
- Большинство Россиян не чувствует проблем от западных санкций // URL:https://www.levada.ru/2020/03/17/bolshinstvo-rossiyan-ne-chuvstvuet-problem-ot-zapadnyh-sanktsij/
- Бюллетень психолого-экономического мониторинга экономической активности и ожиданий россиян на период 2022-2023 гг. Саратов: АННИО ИПЭИ, 2022.
- Неверов А.Н. Экономико-психологические факторы общественного развития. Саратов, 2008.
- Неверов А.Н. Экономическая деятельность в условиях информационной избыточности // Психолого-экономические исследования. 2021. Т. 8(14), №3. С. 11-25.
- Талер Р. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Fehr E., Fischbacher U., Kosfeld M. Neuroeco-nomic foundations of trust and social preferences: initial evidence //American Economic Review. 2005. V. 95. №2. P. 346-351.
- Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. Cambridge University Press, 1982.
- Kosfeld M., Heinrichs M., Zak P.J., Fischbacher U., Fehr E. Oxytocin increases trust in humans // Nature. 2005. V. 235. № 7042. P. 673-676.
- Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review. May 1978. V. 68. № 2. P. 1-16.
- Zak P.J., Knack S. Trust and growth // The Economic Journal. 2001. V. 111. № 470. P. 295-321.
- Zak P.J., Kurzban R., Matzner W.T. The neuro-biology of trust //Annals of the New York Academy of Science. 2004. V. 1032. № 470. P. 224-227.
- Zhang R. Research on brand trust and financing risk preference of E-commerce based experiment // NeuroQuantology. 2018. V. 16. №4. P. 101-106.
Литература
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 2002.
Большинство Россиян не чувствует проблем от западных санкций // URL:https://www.levada.ru/2020/03/17/bolshinstvo-rossiyan-ne-chuvstvuet-problem-ot-zapadnyh-sanktsij/
Бюллетень психолого-экономического мониторинга экономической активности и ожиданий россиян на период 2022-2023 гг. Саратов: АННИО ИПЭИ, 2022.
Неверов А.Н. Экономико-психологические факторы общественного развития. Саратов, 2008.
Неверов А.Н. Экономическая деятельность в условиях информационной избыточности // Психолого-экономические исследования. 2021. Т. 8(14), №3. С. 11-25.
Талер Р. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Fehr E., Fischbacher U., Kosfeld M. Neuroeco-nomic foundations of trust and social preferences: initial evidence //American Economic Review. 2005. V. 95. №2. P. 346-351.
Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. Cambridge University Press, 1982.
Kosfeld M., Heinrichs M., Zak P.J., Fischbacher U., Fehr E. Oxytocin increases trust in humans // Nature. 2005. V. 235. № 7042. P. 673-676.
Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review. May 1978. V. 68. № 2. P. 1-16.
Zak P.J., Knack S. Trust and growth // The Economic Journal. 2001. V. 111. № 470. P. 295-321.
Zak P.J., Kurzban R., Matzner W.T. The neuro-biology of trust //Annals of the New York Academy of Science. 2004. V. 1032. № 470. P. 224-227.
Zhang R. Research on brand trust and financing risk preference of E-commerce based experiment // NeuroQuantology. 2018. V. 16. №4. P. 101-106.