Основная статья Содержание
Аннотация
Социальные представления о совести отражают нравственную направленность человека и общества. Изучая представления о совести, можно выявить зрелость/незрелость нравственных убеждений и позитивно-негативную валентность восприятия совести и тем самым определить степень сформированности нравственной сферы личности. Целью данного исследования являлось изучение структуры социальных представлений о совести у старшеклассников в зависимости от их религиозной идентичности. Выборку исследования составили 175 школьников 9 – 11 классов (14 – 16 лет), проживающих в Москве и Казани. Результаты показали, что старшеклассники, считающие себя верующими, имеют более полное и четкое представление о феномене совести, чем их неверующие сверстники. В группе верующих подростков чаще соглашаются с утверждениями, характеризующими сущностные аспекты понятия совести, а группа неверующих статистически чаще согласна с ненужностью совести для человека в современной жизни. При этом среди верующих старшеклассников в два раза выше процент, чем среди неверующих подростков, соглашающихся с суждениями, что «Человек не делает плохих поступков, чтобы потом не стыдиться» и что «Человек с совестью – слабый и боязливый», что показывает отношение верующих респондентов к совести как к внешнему, социально ориентированному нравственному регулятору. Полученные результаты ожидаемы и закономерны в связи с особыми характеристиками религиозного мировоззрения, а также в целом могут свидетельствовать о состоянии нравственного сознания современной молодежи.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъ-ективный опыт, культура и социальные пред-ставления. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009.
- Барсукова С.А. Психология совести. Пенза: Социосфера, 2010.
- Бербешкина З.А. Совесть как этическая кате-гория. М.: Высшая школа, 1986.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследо-вание.). М.: «Просвещение», 1968.
- Бочарова Е.Е. Совесть в представлениях сту-денческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология обра-зования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 241-244.
- Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
- Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психоло-гии в современной России: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. С. 21-39.
- Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представ-ления о совести в российском менталитете. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель. Соч.: В 14 т. М.: Соцэклит, 1959. Т.4.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
- Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследова-ния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
- Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия. СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: ИЦ «Академия», 1995.
- Зотова Л.Э. Особенности Я-концепции студен-тов с различным уровнем совестливости // Вестник Московского государственного об-ластного университета. Серия: Психологиче-ские науки. 2015. № 1. С. 40-46.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
- Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.
- Лефевр В.А. Алгебра совести. М., «Когито-Центр», 2003.
- Мустафина Л.Ш. Взаимосвязь представлений о совести и копинг-стратегий пожилых людей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 277-281.
- Павлова Н.Д., Журавлев А.Л. К междисципли-нарной проблематике дискурса // Ситуацион-ная и личностная детерминация дискурса: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 6-11.
- Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и под-ростков / Под ред. М. Барретта, М. Воловико-вой, Т. Рязановой. М.: Изд-во «Институт пси-хологии РАН», 2001.
- Самойлова И.Г., Матвеева В.С. Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни // Вестник Костромско-го государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 44-47.
- Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологические исследования ду-ховно-нравственных проблем: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления пси-хологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1988.
- Фарр Р. Социальные представления // Соци-альная психология / под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 395-405.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР. 1991.
- Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.
- Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. М.: АСТ, 2006.
- Хаузер М. Мораль и разум: Как природа со-здавала наше универсальное чувство добра и зла. М.: Дрофа, 2008.
- Челпанов Г.И. Учебник психологии. М., 1912.
- Чигарькова Л.А. Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести // Вестник Московского государствен-ного лингвистического университета. Психо-логические науки. 2009. Вып. 563. C. 100-114.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1981.
- Юревич А.В. Психология социальных явле-ний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
- Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representa-tion. 1993. V. 2. P. 75-78.
- Gergen K.J., Gerden M.M. Explaining Human Conduct: Form and Function // Explaining Hu-man Behavior / Ed. By P.F. Secord. Beverly Hills etc.: Sage Publications, 1982.
- Greene J. From neural «is» to moral «ought»: what are the moral implications of neuroscien-tific moral psychology? // Nature Review of Neuroscience. 2003. V.4. P. 847-850.
- Haidt J. The emotional dog and its rational tail: a social intuitionist approach to moral judgment // Psychol. Review. 2001. V. 108. P. 814 - 834.
- Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral de-velopment and behavior: theory, research, and social issues. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976.
- Moll J., de Oliveira-Souza R., Eslinger P.J., Bramati I.E. The neural correlates of moral sen-sitivity: A functional magnetic resonance imaging investigation of basic and moral emotions // The Journal of Neurosci. 2002. V.22. P. 2730-2736.
- Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203-209.
- Waal F. de. Good natured. The origins of right and wrong in humans and other animals. Cam-bridge, M.A.: Harvard University Press, 1996.
- Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research // Journal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24(3). P. 243-266.
Литература
Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъ-ективный опыт, культура и социальные пред-ставления. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009.
Барсукова С.А. Психология совести. Пенза: Социосфера, 2010.
Бербешкина З.А. Совесть как этическая кате-гория. М.: Высшая школа, 1986.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследо-вание.). М.: «Просвещение», 1968.
Бочарова Е.Е. Совесть в представлениях сту-денческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология обра-зования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 241-244.
Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психоло-гии в современной России: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. С. 21-39.
Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представ-ления о совести в российском менталитете. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель. Соч.: В 14 т. М.: Соцэклит, 1959. Т.4.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследова-ния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия. СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
Зеньковский В.В. Психология детства. М.: ИЦ «Академия», 1995.
Зотова Л.Э. Особенности Я-концепции студен-тов с различным уровнем совестливости // Вестник Московского государственного об-ластного университета. Серия: Психологиче-ские науки. 2015. № 1. С. 40-46.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.
Лефевр В.А. Алгебра совести. М., «Когито-Центр», 2003.
Мустафина Л.Ш. Взаимосвязь представлений о совести и копинг-стратегий пожилых людей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 277-281.
Павлова Н.Д., Журавлев А.Л. К междисципли-нарной проблематике дискурса // Ситуацион-ная и личностная детерминация дискурса: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 6-11.
Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и под-ростков / Под ред. М. Барретта, М. Воловико-вой, Т. Рязановой. М.: Изд-во «Институт пси-хологии РАН», 2001.
Самойлова И.Г., Матвеева В.С. Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни // Вестник Костромско-го государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 44-47.
Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологические исследования ду-ховно-нравственных проблем: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления пси-хологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1988.
Фарр Р. Социальные представления // Соци-альная психология / под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 395-405.
Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР. 1991.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. М.: АСТ, 2006.
Хаузер М. Мораль и разум: Как природа со-здавала наше универсальное чувство добра и зла. М.: Дрофа, 2008.
Челпанов Г.И. Учебник психологии. М., 1912.
Чигарькова Л.А. Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести // Вестник Московского государствен-ного лингвистического университета. Психо-логические науки. 2009. Вып. 563. C. 100-114.
Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1981.
Юревич А.В. Психология социальных явле-ний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representa-tion. 1993. V. 2. P. 75-78.
Gergen K.J., Gerden M.M. Explaining Human Conduct: Form and Function // Explaining Hu-man Behavior / Ed. By P.F. Secord. Beverly Hills etc.: Sage Publications, 1982.
Greene J. From neural «is» to moral «ought»: what are the moral implications of neuroscien-tific moral psychology? // Nature Review of Neuroscience. 2003. V.4. P. 847-850.
Haidt J. The emotional dog and its rational tail: a social intuitionist approach to moral judgment // Psychol. Review. 2001. V. 108. P. 814 - 834.
Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral de-velopment and behavior: theory, research, and social issues. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976.
Moll J., de Oliveira-Souza R., Eslinger P.J., Bramati I.E. The neural correlates of moral sen-sitivity: A functional magnetic resonance imaging investigation of basic and moral emotions // The Journal of Neurosci. 2002. V.22. P. 2730-2736.
Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203-209.
Waal F. de. Good natured. The origins of right and wrong in humans and other animals. Cam-bridge, M.A.: Harvard University Press, 1996.
Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research // Journal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24(3). P. 243-266.