Основная статья Содержание

Аннотация

Социальные представления о совести отражают нравственную направленность человека и общества. Изучая представления о совести, можно выявить зрелость/незрелость нравственных убеждений и позитивно-негативную валентность восприятия совести и тем самым определить степень сформированности нравственной сферы личности. Целью данного исследования являлось изучение структуры социальных представлений о совести у старшеклассников в зависимости от их религиозной идентичности. Выборку исследования составили 175 школьников 9 – 11 классов (14 – 16 лет), проживающих в Москве и Казани. Результаты показали, что старшеклассники, считающие себя верующими, имеют более полное и четкое представление о феномене совести, чем их неверующие сверстники. В группе верующих подростков чаще соглашаются с утверждениями, характеризующими сущностные аспекты понятия совести, а группа неверующих статистически чаще согласна с ненужностью совести для человека в современной жизни. При этом среди верующих старшеклассников в два раза выше процент, чем среди неверующих подростков, соглашающихся с суждениями, что «Человек не делает плохих поступков, чтобы потом не стыдиться» и что «Человек с совестью – слабый и боязливый», что показывает отношение верующих респондентов к совести как к внешнему, социально ориентированному нравственному регулятору. Полученные результаты ожидаемы и закономерны в связи с особыми характеристиками религиозного мировоззрения, а также в целом могут свидетельствовать о состоянии нравственного сознания современной молодежи.

Ключевые слова

совесть ядро и периферия социальных представлений религиозная идентичность старшеклассники

Детали статьи

Об авторе

Лилия Шаукатовна Мустафина, Институт психологии РАН, Москва, Россия

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии личности, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Мустафина, Л.Ш. 2022. Структура социальных представлений о совести у верующих и неверующих старшеклассников. Ученые записки Института психологии РАН. 2, 2(4) (июн. 2022), 47–63.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъ-ективный опыт, культура и социальные пред-ставления. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009.
  2. Барсукова С.А. Психология совести. Пенза: Социосфера, 2010.
  3. Бербешкина З.А. Совесть как этическая кате-гория. М.: Высшая школа, 1986.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследо-вание.). М.: «Просвещение», 1968.
  5. Бочарова Е.Е. Совесть в представлениях сту-денческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология обра-зования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 241-244.
  6. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
  7. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психоло-гии в современной России: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. С. 21-39.
  8. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представ-ления о совести в российском менталитете. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  9. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель. Соч.: В 14 т. М.: Соцэклит, 1959. Т.4.
  10. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  11. Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследова-ния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  12. Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия. СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
  13. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: ИЦ «Академия», 1995.
  14. Зотова Л.Э. Особенности Я-концепции студен-тов с различным уровнем совестливости // Вестник Московского государственного об-ластного университета. Серия: Психологиче-ские науки. 2015. № 1. С. 40-46.
  15. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
  16. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.
  17. Лефевр В.А. Алгебра совести. М., «Когито-Центр», 2003.
  18. Мустафина Л.Ш. Взаимосвязь представлений о совести и копинг-стратегий пожилых людей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 277-281.
  19. Павлова Н.Д., Журавлев А.Л. К междисципли-нарной проблематике дискурса // Ситуацион-ная и личностная детерминация дискурса: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 6-11.
  20. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и под-ростков / Под ред. М. Барретта, М. Воловико-вой, Т. Рязановой. М.: Изд-во «Институт пси-хологии РАН», 2001.
  21. Самойлова И.Г., Матвеева В.С. Представления о совести молодых людей с разным уровнем осмысленности жизни // Вестник Костромско-го государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 44-47.
  22. Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологические исследования ду-ховно-нравственных проблем: сб. науч. тр. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
  23. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления пси-хологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1988.
  24. Фарр Р. Социальные представления // Соци-альная психология / под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 395-405.
  25. Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР. 1991.
  26. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.
  27. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  28. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. М.: АСТ, 2006.
  29. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа со-здавала наше универсальное чувство добра и зла. М.: Дрофа, 2008.
  30. Челпанов Г.И. Учебник психологии. М., 1912.
  31. Чигарькова Л.А. Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести // Вестник Московского государствен-ного лингвистического университета. Психо-логические науки. 2009. Вып. 563. C. 100-114.
  32. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1981.
  33. Юревич А.В. Психология социальных явле-ний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
  34. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representa-tion. 1993. V. 2. P. 75-78.
  35. Gergen K.J., Gerden M.M. Explaining Human Conduct: Form and Function // Explaining Hu-man Behavior / Ed. By P.F. Secord. Beverly Hills etc.: Sage Publications, 1982.
  36. Greene J. From neural «is» to moral «ought»: what are the moral implications of neuroscien-tific moral psychology? // Nature Review of Neuroscience. 2003. V.4. P. 847-850.
  37. Haidt J. The emotional dog and its rational tail: a social intuitionist approach to moral judgment // Psychol. Review. 2001. V. 108. P. 814 - 834.
  38. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral de-velopment and behavior: theory, research, and social issues. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976.
  39. Moll J., de Oliveira-Souza R., Eslinger P.J., Bramati I.E. The neural correlates of moral sen-sitivity: A functional magnetic resonance imaging investigation of basic and moral emotions // The Journal of Neurosci. 2002. V.22. P. 2730-2736.
  40. Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203-209.
  41. Waal F. de. Good natured. The origins of right and wrong in humans and other animals. Cam-bridge, M.A.: Harvard University Press, 1996.
  42. Wagner W. The fallacy of misplaced intentionali-ty in social representation research // Journal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24(3). P. 243-266.