Основная статья Содержание
Аннотация
Исследование направлено на выявление различий в представлениях молодых людей о совести в зависимости от степени выраженности у них психопатологической симптоматики. Предполагается, что у молодежи с выраженной психопатологической симптоматикой сильнее проявится негативная валентность к феномену совести, чем у молодых людей с минимальными психопатологическими проявлениями. Результаты показывают, что молодежь с высокой степенью выраженности психопатологической симптоматики статистически чаще соглашается с негативными представлениями о совести. Утверждается, что сущность феномена совести респонденты с психопатологическими симптомами и без них понимают примерно одинаково, различается валентность их представлений о совести, которая, кардинально меняет нравственную направленность личности и оказывает решающее влияние на иерархию ценностей и мотивов личности.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Андронникова О.О., Забродин Ю.М. Посттравматическая и психопатологическая симптоматика личности с виктимной идентичностью, пережившей автомобильную аварию [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т.10. №1. С. 80–99. DOI: 10.17759/cpse.2021100105
- Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2006.
- Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности и нравственные проблемы общества (вместо предисловия) // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 5-15.
- Галкина Т.В. Осознание как путь к психологическому и физическому здоровью субъекта // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 35-61.
- Джидарьян И.А. О правомерности использования понятия «психологическое здоровье» // Наука. Культура. Общество. 2016. № 3. С. 145-153.
- Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.
- Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
- Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
- Колпакова М.Ю. Преодоление тревоги: как рождается мир в душе. М.: Никея, 2015.
- Мустафина Л.Ш. Уровень психологической травматизации у пожилых людей: изменение структуры представлений о совести // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. №4. С. 60-64.
- Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
- Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4 (10). С. 98-117.
- Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007.
- Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Посттравматический стресс и совладающее поведение в период средней и поздней взрослости // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С.291-305.
- Фарр Р. Социальные представления // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 395-405.
- Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С.10-18.
- Хусаинова Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2006.
- Шамионов Р.М. К вопросу об адаптационной готовности личности // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3. С. 29-35.
- Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75-78.
- Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203-209.
Литература
Андронникова О.О., Забродин Ю.М. Посттравматическая и психопатологическая симптоматика личности с виктимной идентичностью, пережившей автомобильную аварию [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т.10. №1. С. 80–99. DOI: 10.17759/cpse.2021100105
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2006.
Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности и нравственные проблемы общества (вместо предисловия) // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 5-15.
Галкина Т.В. Осознание как путь к психологическому и физическому здоровью субъекта // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 35-61.
Джидарьян И.А. О правомерности использования понятия «психологическое здоровье» // Наука. Культура. Общество. 2016. № 3. С. 145-153.
Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.
Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
Колпакова М.Ю. Преодоление тревоги: как рождается мир в душе. М.: Никея, 2015.
Мустафина Л.Ш. Уровень психологической травматизации у пожилых людей: изменение структуры представлений о совести // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. №4. С. 60-64.
Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4 (10). С. 98-117.
Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007.
Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Посттравматический стресс и совладающее поведение в период средней и поздней взрослости // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С.291-305.
Фарр Р. Социальные представления // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 395-405.
Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С.10-18.
Хусаинова Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2006.
Шамионов Р.М. К вопросу об адаптационной готовности личности // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3. С. 29-35.
Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75-78.
Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203-209.