Основная статья Содержание
Аннотация
Восприятие совести оказывает определенное влияние на нравственную направленность человека и социума. Изучение восприятия совести способствует выявлению зрелости/незрелости нравственных убеждений и позитивно-негативной валентности данного восприятия и, тем самым, позволяет определить степень сформированности нравственной сферы личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования восприятия совести в разные возрастные периоды (подростковый и юношеский), проводится их сопоставление с социальными представлениями о совести пожилых россиян. Используется авторская анкета для определения структуры социальных представлений о совести. Результаты показали, что представления старшеклассников и студентов о совести содержательно и структурно беднее, по сравнению с представлениями о совести пожилых людей. При этом представления студентов о совести оказались содержательно более наполненные, чем представления школьников, и понятие совести связано в их сознании с нравственными качествами личности. Это означает, с возрастом и жизненным опытом тенденция к более полному и глубокому пониманию совести становится выраженным, что связано, на наш взгляд, с накоплением опыта в течение жизни, в том числе и нравственного, и переосмыслением жизненных ценностей.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение». 1968.
- Воловикова М.И. К проблеме психологи-ческого исследования совести// Пси¬хологи-ческие исследования духовно-нравст¬венных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юре-вич. М.: Изд-во «Институт психоло¬гии РАН». 2011. С.71–86.
- Воловикова М.И. Мустафина Л.Ш. Иссле-дование социальных представлений о совести учащейся молодежи // Мир образования – об-ра¬зование в мире. 2017. №1 (65). С. 141–149.
- Емельянова Т.П. Социальные представле¬ния: История, теория и эмпирические исследо-вания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
- Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия / Под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 372–394.
- Журавлев А.Л., Юревич А.В. Социально-психологические факторы вступления моло-дежи в ИГИЛ // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 16-28.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
- Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравствен-ное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
- Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический жур-нал. 1995. Т. 15. №1. С. 3-18.
- Мустафина Л.Ш. Содержание социаль¬ных представлений современных студентов о сове-сти // Ярославский педагогический вест¬ник. 2018. № 2. С. 131-135.
- Мустафина Л.Ш. Представления о со¬вести и выраженность психопатологической симпто-матики у студентов // Методология, тео¬рия, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харла¬менкова. М.: «Институт психологии РАН», 2019. С. 535-542.
- Падун М.А., Котельникова А.В. Психи¬ческая травма и картина мира: Теория, эмпи¬рия, прак-тика. М.: Изд-во «Институт психо¬логии РАН», 2012.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
- Юревич А.В. Нравственное состояние совре-менного российского общества: эмпири¬ческие оценки // Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М.И. Воло-викова, А.Л.Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 117–137.
- Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75–78.
- Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203–209.
- Wagner W. The fallacy of misplaced inten-tionality in social representation research // Jour-nal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24. № 3. P. 243–266.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение». 1968.
Воловикова М.И. К проблеме психологи-ческого исследования совести// Пси¬хологи-ческие исследования духовно-нравст¬венных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юре-вич. М.: Изд-во «Институт психоло¬гии РАН». 2011. С.71–86.
Воловикова М.И. Мустафина Л.Ш. Иссле-дование социальных представлений о совести учащейся молодежи // Мир образования – об-ра¬зование в мире. 2017. №1 (65). С. 141–149.
Емельянова Т.П. Социальные представле¬ния: История, теория и эмпирические исследо-вания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия / Под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 372–394.
Журавлев А.Л., Юревич А.В. Социально-психологические факторы вступления моло-дежи в ИГИЛ // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 16-28.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравствен-ное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический жур-нал. 1995. Т. 15. №1. С. 3-18.
Мустафина Л.Ш. Содержание социаль¬ных представлений современных студентов о сове-сти // Ярославский педагогический вест¬ник. 2018. № 2. С. 131-135.
Мустафина Л.Ш. Представления о со¬вести и выраженность психопатологической симпто-матики у студентов // Методология, тео¬рия, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харла¬менкова. М.: «Институт психологии РАН», 2019. С. 535-542.
Падун М.А., Котельникова А.В. Психи¬ческая травма и картина мира: Теория, эмпи¬рия, прак-тика. М.: Изд-во «Институт психо¬логии РАН», 2012.
Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
Юревич А.В. Нравственное состояние совре-менного российского общества: эмпири¬ческие оценки // Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М.И. Воло-викова, А.Л.Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 117–137.
Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75–78.
Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203–209.
Wagner W. The fallacy of misplaced inten-tionality in social representation research // Jour-nal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24. № 3. P. 243–266.