Основная статья Содержание

Аннотация

В статье затрагиваются вопросы воспитания совести в образовательном процессе и приводятся результаты эмпирического исследования структуры социальных представлений старшеклассников о совести. Выборку составили 158 учащихся 9–11 классов общеобразовательных школ городов Казани и Москвы в возрасте от 14 до 17 лет. Результаты исследования показали, что позитивное отношение к совести, характерное для российской культуры в целом, пока сохраня- ется у подрастающего поколения. Можно заключить, что ядро социальных представлений старшеклассников о совести сохраняет позитивную окраску, хотя наблюдаются и некоторые негативные тенденции.

Ключевые слова

совесть социальные представления старшеклассники ядро и периферия социальных представлений

Детали статьи

Об авторе

Лилия Шаукатовна Мустафина, Институт психологии РАН, Москва, Россия

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии личности, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Мустафина, Л.Ш. 2022. Структура социальных представлений старшеклассников о совести. Учёные записки Института психологии РАН. 2, 4(6) (дек. 2022), 56–62.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. No 1. С. 80-90
  2. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Зна- ние, 1979.
  3. Воловикова М.И. К проблеме психологического исследования совести // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
  4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  6. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии Ран», 2006.
  7. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  8. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
  9. Юревич А.В. Либералы и псевдолибера- лы: психологические портреты // Психологиче- ский журнал. Т. 36. 2015. No 5. С. 84-94
  10. Юревич А.В. Развязно-агрессивный тип личности как проявление нравственного состо- яния современного российского общества // Психологические проблемы современного рос- сийского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психо- логии РАН», 2012.