Основная статья Содержание

Аннотация

Феномен психологической (ценностно-аффективной) поляризации больших социальных групп приобрел особую актуальность в условиях интенсивной глобализации современного мира и проявляется сегодня во многих странах. Это один из наиболее важных показателей стабильности (нестабильности) общества. Ценностно-аффективная поляризация формирует особый тип мировоззрения противодействующих сторон и заставляет смотреть на мир тенденциозно, некритично, иррационально по отношению к любому событию, особенно касающемуся власти и моральных норм. Исследования показывают, что российское общество сегодня является психологически поляризованным. В представленном в статье исследовании приводятся результаты опроса респондентов активного возраста со средним уровнем доходов с учетом ценностно-аффективной поляризации мнений. В частности, показано, что после объявления специальной военной операции и частичной мобилизации возросло количество респондентов, считающих себя патриотами с 49% до 58%, увеличился уровень недоверия российским СМИ, которые освещают события на территории Украины (с 47% до 66%), но понизились оценки субъективного уровня доходов (с 34% до 26%). Данные получили объяснение на основе понятия аффекта неопределённости. Также был сделан вывод о том, что наличие мощной пропаганды российских СМИ является значимым фактором, обеспечивающим российскому обществу защиту от внутриполитической нестабильности во время проведения специальной военной операции и информационно-психологической войны с недружественными современной России странами.

Ключевые слова

информационная неопределенность аффект неопределенности групповая поляризация ценностно-аффективная поляризация больших социальных групп пропаганда информационно-психологическая война чувство патриотизма

Детали статьи

Об авторе

Александр Николаевич Лебедев, Институт психологии РАН

Researcher ID: R-5523-2016

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии личности Института психологии РАН

Как цитировать
[1]
Лебедев, А.Н. 2023. АФФЕКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНО-АФФЕКТИВНАЯ ПОЛЯРИЗА-ЦИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. Ученые записки Института психологии РАН. 3, 1(7) (мар. 2023), 3–17.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Абдуллаева Р.А. Информационная война: прошлое и настоящее // Международный журнал прикладных и фундаментальных ис-следований. 2016. № 12 (часть 3). С. 544-548.
  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отно-шений. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  3. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб.: Пи-тер, 2011.
  4. Ильин Е.П. Психология страха. СПб.: Питер, 2017.
  5. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне. М.-Л.: Государственное издательство; отдел военной литературы, 1929.
  6. Лебедев А.Н. К теории ценностно-аффективной поляризации социальных групп // Ученые записки Института психологии РАН. 2022. Т.2. № 1. С. 2-19.
  7. Лебедев А.Н. Феномен ценностно-аффективной поляризации российского обще-ства // Ученые записки Института психологии РАН. 2021. Т.1. № 2. С. 3-17.
  8. Лебедев А.Н. Групповая поляризация мнений в условиях неопределенности морального выбора // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. №2. С.159-171. doi:10.17759/ exppsy.2022150212
  9. Лебедев А.Н. Индикаторы и предикторы пси-хологического состояния российского обще-ства // Человеческий капитал. №6, 2018. С. 58-68.
  10. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Феномен груп-повой поляризации в политологии и полити-ческой психологии США и Европы // Инсти-тут психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Том 6. № 4(24). С. 123-150.
  11. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Психологиче-ское состояние общества и феномен психоло-гической поляризации / Социальная и эконо-мическая психология. №3. 2019. С. 22-45.
  12. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология гло-бальных рисков. М.: Изд-во «Институт психо-логии РАН», 2018.
  13. Поддьяков А.Н. Допустимо ли солгать зло-умышленнику, чтобы помешать преступле-нию: анализ исторической полемики // Куль-турно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 1. С. 28-41.
  14. Силков С.В. Информационная вой-на // Социология: энциклопедия. Мн.: Интер-прессервис, Книжный дом, 2003.
  15. Сулейманова Ш.С., Назарова Е.А. Информа-ционные войны: история и современность: Учебное пособие. М.: Международный изда-тельский центр «Этносоциум», 2017.
  16. Эдмондс Д. Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке. Что такое хорошо и что такое пло-хо? М.: Издательство Института Гайдара. 2020.
  17. Юревич А.В. Психология социальных явле-ний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
  18. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психо-логического состояния российского обще-ства: экспертная оценка // Нравственность со-временного российского общества: психоло-гический анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С.21-42.
  19. Abramowitz A.I., Saunders K.L. Is polarization a myth? // Journal of Politics. 2008. V.70(2). P. 542-555. DOI:10.1017/S0022381608080493
  20. Boxell L., Gentzkow M., Shapiro J.M. Cross-Country Trends in Affective Polarization. // NBER Working Paper. 2020. № w26669. URL: https://ssrn.com/abstract=3522318.
  21. Chomsky N., Herman E.S. Manufacturing Con-sent: The Political Economy of the Mass Media. NY.: Knopf Publishing Group, 2003.
  22. Druckman J.N., Klar S., Krupnikov Y., Le-vendusky M., Ryan J.B. Affective polarization, local contexts and public opinion in America. // Nature Human Behaviour. 2021. V.5. P.28-38.
  23. Druckman J.N., Peterson E., Slothuus R. How Elite Partisan Polarization Affects Public Opin-ion Formation // American Political Science Re-view. 2013. V.107. №1. P.57-79.
  24. Herman E.S. The Propaganda Model: A Retro-spective // Journalism Studies. 2000. V.1. P.101-112.
  25. Iyengar S., Lelkes Y., Levendusky M., Malhotra N., Westwood S. The Origins and Consequences of Affective Polarization in the United States // Annual Review of Political Science. 2019. V.22. №1. P.129-146.
  26. Jowett G.S., O’Donnell V. Propaganda and Per-suasion. Washington D.C.: SAGE Publications Inc., 2006.
  27. Jungkunz S. Political Polarization During the COVID-19 Pandemic / Frontiers in Political Sci-ence. 2021. URL: https://doi.org/10.3389 /fpos.2021.622512
  28. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communica-tions: A Book of Readings. Urbana: University of Illinois Press, 1960. P. 117-130.
  29. Lasswell H.D. The Theory of Political Propa-ganda // The American Political Science Re-view. 1927. V.21. №3. P. 627-631.
  30. Lippmann W. Public Opinion. New York: Har-court, Brace and Company, 1922.
  31. Moscovici S., Lage E., Naffrechoux M. Influ-ence of a consistent minority on the responses of a majority in a color perception task // Soci-ometry. 1969. V. 32. № 4. P. 365-380.
  32. Moscovici S., Zavalloni M. The group as a po-larizer of attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. V.12. №2. P.125-135.
  33. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of Intergroup Relations. 2nd edn. Eds. S. Worchel, W. Austin. Chi.: Nelson-Hall, 1986.
  34. Wagner M., Russo L. Affective Polarization Around the World: Measurement, Causes and Consequences. 2021. URL: https://ecpr.eu/ Events/Event/PanelDetails/10463 (дата обра-щения 09.09.2021)
  35. Wagner M. Affective Polarization in Multiparty Systems // Electoral Studies. 2021. V.69. P.102-199.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>