Основная статья Содержание

Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния высших социальных эмоций (чувств), в частности, стыда и гордости, на эффективность политической рекламы. Проводится сравнительный анализ психологических характеристик коммерческой и политической рекламы, представлены результаты психологического квазиэкспериментального исследования, где в качестве стимульного материала использовались эпатажные рекламные видеоролики, призывающие к участию в выборах в Государственную Думу 2021 года. Исследование показало крайне негативное отношение к предоставленной респондентам политической рекламе, что свидетельствует о ее низкой психологической эффективности. Было показано, что реклама, в частности, с использованием ненормативной лексики и юмористических эпатажных сюжетов, производит крайне негативное впечатление на молодых граждан, а значит не способствует репутации политических партий у данной категории избирателей.

Ключевые слова

высшие социальные эмоции чувства стыд гордость маркетинг маркетинговые коммуникации политическая реклама эпатажная реклама семантический дифференциал

Детали статьи

Об авторе

Ольга Владимировна Гордякова

кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Московского института психоанализа, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Гордякова, О.В. 2021. Влияние чувств стыда и гордости на отношение потребителей к эпатажной политической рекламе. Ученые записки Института психологии РАН. 1, 1 (сен. 2021), 30–43.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Гриценко В.В., Смотрова Т.Н., Гавронова Ю.Д. Теоретический анализ исследований коллективной вины и коллективного стыда в зарубежной психологии / Психологические исследования. Электронный журнал. Том. 7, No 35, 2014.
  2. Ениколопов С.Н. Апробация методики измере- ния склонности к переживанию чувств вины и стыда (GASP) // Вопросы психологии. 2014. No 4. С. 118-125.
  3. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
  4. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2019.
  5. Лебедев А.Н. Психологическая, экономическая и социальная эффективность рекламы в структуре современных маркетинговых коммуникаций // Психологический журнал. No 2. 2015. С. 5-19.
  6. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Высшие социальные эмоции потребителей в системе маркетинговых коммуникаций // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. No 4(20). С. 218-245. URL: http://www.soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2020/t5-4/n20-04-09.html DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.009 (дата обращения: 08.12.2020).
  7. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
  8. Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия. СПб.: Питер, 2008.
  9. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2007.
  10. Макагон И.К., Ениколопов С.Н. Апробация методики измерения чувства вины и стыда (test of self-conscious affect-3 – tosca-3) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. No 8. С. 1-6.
  11. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. М. Изд-во «Весь мир». 2008.
  12. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М.: Эксмо, 2008.
  13. Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо, 2020.
  14. Bidell W.W. (1931). A Psychological Definition of Propaganda. Journal of Abnormal and Social Psychology.
  15. Broucek F.J. (1982). Shame and its relationship to early narcissistic development. The International Journal of Psycho-Analysis. V.63. P. 369-378.
  16. Choucas M. (1965). Propaganda Comes of Age. Washington.
  17. Doob L. (1966). Public Opinion and Propaganda. Hamden.
  18. Gallo S. (1955). Psychologia della Radio e TL’lovisiono. Roma.
  19. Lewis H.B. (1971). Shame and Guilt in Neurosis // The Psychoanalytic Review. New York. No 58(3). P. 419-438.
  20. Maletzke G. (1963). Psychologie der Massenkommunikation. Hamburg.
  21. Nathanson D.L. (1987). A timetable for shame. In D.L. Nathanson (Ed.), The many faces of shame. pp. 1-63. New York, NY: Guilford Press.
  22. Schmader T., Lickel B. (2006). The approach and avoidance function of guilt and shame emotions: comparing reactions to self-caused and other-caused wrongdoing // Motivation and Emotion. No 30(1). P. 43-56.
  23. Steinberg B.S. (1991). Psychoanalytic Concepts in International Politics: The Role of Shame and Humiliation. Int. R. Psycho-Anal. No18. Pp. 65-85.
  24. Tomkins S. (2008). Affect Imagery Consciousness: Anger and Fear. New York: Springer.