Основная статья Содержание

Аннотация

Тест креативного мышления Торренса (TTCT) имеет определенную историю отбора показателей, валидных для решения различных задач. Цель исследования: выявить дополнительные показатели теста Торренса на выборке взрослых, значимые для профессиональной деятельности. Выборка исследования: 332 человека. Динамические паттерны данных теста Торренса по 3 заданию оценивались на основе линейной, квадратичной и экспоненциальной моделей. Метод психологической диагностики динамических паттернов креативного мышления позволяет выявить значимые показатели креативной продуктивности в стрессовых условиях деятельности. Адаптивные стратегии творческого мышления представлены наиболее часто встречающимися паттернами по разработанности, а инновационные стратегии – редкими паттернами по гибкости и оригинальности.

Ключевые слова

творческое мышление креативность диагностика креативности тест Торренса (ТТСТ) динамические паттерны адаптивная стратегия инновационная стратегия структура креативности структурные показатели креативности динамические показатели креативности оригинальность гибкость разработанность

Детали статьи

Биографии авторов

Вера Геннадьевна Грязева-Добшинская

доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», Челябинск, Россия

Юлия Александровна Дмитриева

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности, ФГАОУ ВО «Южно-­ Уральский государственный университет (НИУ)», Челябинск, Россия

Светлана Юрьевна Коробова

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности, ФГАОУ ВО «Южно-­ Уральский государственный университет (НИУ)», Челябинск, Россия

Как цитировать
[1]
Грязева-Добшинская, В.Г., Дмитриева, Ю.А. и Коробова, С.Ю. 2025. Стратегии творческого мышления при дефиците времени: эвристические контексты анализа динамических паттернов теста Торренса. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 4(17) (дек. 2025), 69–75.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Водопьянова Н.Е., Эмар Г.М.Д. Проявление тайм-синдрома менеджера в зависимости от компетентности управления временем и отношения ко времени // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №. 2. С. 177–182.
  2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2025.
  3. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Коробова С.Ю., Глухова В.А. Универсальные факторы креативного мышления и креативной личности: интегративный подход // Психологический журнал. 2025. Т. 46. №4. С. 36–49.
  4. Грязева-Добшинская В.Г., Коробова С.Ю., Дмитриева Ю.А., Глухова В.А., Колтунов Е.И. Обобщенные факторы креативного мышления в контексте разнообразия социокультурной идентичности субъектов // Социальная психология и общество. 2025. Т. 16. № 1. С.28–50. DOI: 10.17759/sps.2025160102.
  5. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Вып. 4. Казань, 2002. С. 326–344.
  6. Маркина Н.В., Матвеева Л.Г. Миннесотские тесты творческого мышления (МТТМ графическая форма). Челябинск: ПсиХРОН, 2004.
  7. Петровский В.А. Человек над ситуацией. 2-е издание. М.: Смысл, 2021.
  8. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 617–629.
  9. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология изобретений и открытий. М.: Карьера Пресс, 2013.
  10. Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн, 2019.
  11. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. C. 8–16. DOI: 10.17759/jmfp.2021100401.
  12. Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 39–53.
  13. Alabbasi A.M.A., Paek S.H., Kim D., Cramond B. What do educators need to know about the Torrance Tests of Creative Thinking: A comprehensive review // Frontiers in psychology. 2022. V. 13. 1000385. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1000385.
  14. Baer J. Domain Specificity of Creativity. Lawrenceville, N.J.: Rider University, 2015.
  15. Baer J., Kaufman J.C. Bridging generality and specificity: Тhe amusement park theoretical (APT) model of creativity // Roeper Review. 2005. V. 27. № 3. P. 158–163.
  16. Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences. 2016. V. 2. Р. 178–187. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.06.005.
  17. Cabra J.F., Guerrero C.D. Regional creativity: Cultural and socio-economic differences // Journal of Creativity (Online). 2022. V.32. № 2. Art. 100022. DOI: 10.1016/j.yjoc.2022.100022.
  18. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and a Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. 2020. V. 32. № 1. P. 81–91. DOI: 10.1080/10400419.2020.1712161.
  19. Cramond B., Kim K.H. The role of creativity tools and measures in assessing potential and growth. Alternative assessments with gifted and talented students. Ed. by J. VanTassel-Baska, N.Y., Routledge. 2021. P. 203–225.
  20. Feist G.J. A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity // Personality and Social Psychology Review. 1998. V.2. № 4. P.290–309. DOI: 10.1207/s15327957pspr0204_5.
  21. Fürst G., Ghisletta P., Lubart T. Toward an integrative model of creativity and personality: Еheoretical suggestions and preliminary empirical testing // Journal of Creative Behavior. 2014. V. 50. № 2. P. 87–108. DOI: 10.1002/jocb.71.
  22. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: The Five A’s framework // Review of General Psychology. 2013. V. 17. № 1. P. 69–81. DOI: 10.1037/a0029528.
  23. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Y.A., Koltunov Y.I., Korobova S.Y., Tortseva A.P., Kochkina D.V. Creative Identity: Integrating Options for Cognitive, Personal, and Sociocultural Resources of Subjects // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2025. V. 22. № 1. P. 9–29. DOI: 10.17323/1813-8918-2025-1-9-29 .
  24. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Koltunov E.I., Korobova S.Yu., Glukhova V.A., Naboichenko E.S. Multifactor models of creativity: structural and dynamic approaches in psychological assessment // The Education and science journal. 2024. V. 26. № 9. P.129–150. DOI: 10.17853/1994-5639 2024-9-129-15
  25. Kaufman J.C., Beghetto R.A. Where is the When of creativity? Specifying the temporal dimension of the Four C’s of Creativity // Review of General Psychology. 2023. V. 27. № 2. P. 194–205. DOI: 10.1177/10892680221142803.
  26. Kim K.H. The Torrance tests of creative thinking-figural or verbal: Which one should we use? // Creativity. Theories–Research-Applications. 2017. V.4. № 2. P. 302–321. DOI: 10.1515/ctra-2017-0015.
  27. Kim K.H., Pierce R.A. Adaptive creativity and innovative creativity // Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship / Ed. E.G. Carayannis. N.Y.: Springer. 2013. P. 35–40.
  28. Krumm G., Lemos V., Filippetti V.A. Factor structure of the Torrance Tests of Creative Thinking Figural Form B in Spanish-speaking children: Measurement invariance across gender // Creativity Research Journal. 2014. V.26. № 1. P.72–81. DOI: 10.1080/10400419.2013.843908.
  29. Lubart T. The 7 C’s of creativity // Journal of Creative Behavior. 2017. V. 51. №4. P. 293–296. DOI: 10.1002/jocb.190.
  30. Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. V.40. №3. P.1–23. DOI: 10.1080/02109395.2019.1656462.
  31. Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking Norms-Technical Manual Figural (Streamlined) Forms A & B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, 2008.
  32. Tromp C., Sternberg R.J. Dynamic Creativity: A Person × Task × Situation Interaction Framework // The Journal of Creative Behavior. 2022. V.56. №.4. P.553–565. DOI: 10.1002/jocb.551.
  33. Xie G., Paik Y. Cultural differences in creativity and innovation: Are Asian employees truly less creative than western employees? // Asia Pacific Business Review. 2018. V.25. №1. P. 123–147. DOI: 10.1080/13602381.2018.1535380.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)