Основная статья Содержание

Аннотация

В настоящей статье на основании философского смысла различия понятий рассудка как формально аналитической способности и разума как включающего дополнительно творческую способность и высокий уровень усвоения нравственных норм, приведены результаты экспериментального исследования на уровне индивидуального и коллективного субъекта с позиций концепции этнофункционального синтеза хаоса и космоса. Индивидуальное исследование респондентов было осуществлено на контингенте младших подростков и студентов вузов. Исследование показало, что активация в образной сфере респондентов этноинтегрирующих представлений архаики (природных и природно-анимистических) обусловливает у них повышение показателей репродуктивного и творческого мышления, а также показателя уровня усвоения нравственных (библейских) норм. С этим результатом сопоставлены результаты сравнительного исследования ментальности коллективных субъектов стран мира по непсихологическому показателю темпов социально-экономического развития, указывающие на связь его высоких темпов с относительным балансом архаики и надэтнически-религиозных представлений и приоритетом интернет-выборов темы «Знание». Показатель высоких темпов развития свидетельствует о качестве госуправления и косвенно отражает относительно высокий условный уровень интеллекта властных коллективных субъектов. Таким образом, для индивидуального и отчасти для коллективного субъекта можно утверждать, что повышение степени психологической зрелости и качества мышления от уровня рассудка к уровню разума обусловлено активацией этноинтегрирующих представлений архаики в ментальности субъекта эпохи постмодерна.

Ключевые слова

рассудок разум этнофункциональный подход архаика премодерн модерн постмодерн мышление интеллект адаптация образование

Детали статьи

Об авторе

Александр Владимирович Сухарев, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Сухарев, А.В. 2025. Специфика образования в эпоху постмодерна: от рассудка к разуму. Учёные записки Института психологии РАН. 5, 4(17) (дек. 2025), 59–68.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест (КОТ). Психодиагностическая серия. Вып. 4. М.: Смысл, 1998.
  2. ВВП: как определить и на что влияет. [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/ news/article/6273353d9a7947534ca8d991
  3. Вертоградова О.П. и сотр. Психопатологические критерии диагностики депрессий. М.: Минздрав СССР, 1980.
  4. Возняк В.С. Категории «рассудка» и «разума» в «феноменологии духа» Г.Ф.В. Гегеля // Философия. Социология. Право. 2020. Т.45. №3. С. 393–399.р
  5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика динамика // Избранные труды. Под ред. проф. О.В. Кербикова. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. С. 83–269.
  6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1956.
  7. Национальная идея России: в 6 т. / Под ред. С. С. Сулакшина. Т. 1. М.: Науч. эксперт, 2012.
  8. Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму // Философия и общество. 2012. № 1. С. 26–41.
  9. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32.
  10. Соколов С.В. Применение веб-аналитического инструментария Google Trends в социогуманитарных и библиотековедческих исследованиях // БИБЛИОСФЕРА. 2018. № 4. С. 3–9.
  11. Сухарев А.В. Концепция этнофункционального синтеза хаоса и космоса: философские основания и перспективы применения в психологии// Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Т.2. №2(4). С.15-28.
  12. Сухарев А.В. Анализ взаимосвязи социально-психологических и социально-экономических характеристик стран мира с позиций концепции синтеза хаоса и космоса // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т. 3. №1. С. 33–44.
  13. Сухарев А.В. Развитие субъекта: Логос, космос и хаос. – 3-е изд., перераб. и испр. М.: Институт русской политической культуры, 2024.
  14. Сухарев А.В., Грачев В.С. Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростков // Прикладная юридическая психология. № 2. 2010. С. 47–58.
  15. Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль этнофункциональных факторов в повышении мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. №5. С. 81–91.
  16. Сухарев А. В., Чулисова А. П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  17. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений этнической функции представлений личности в изменении показателей уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 47–60. DOI:10.17759/exppsy.2019120204
  18. Тахо-Годи А.А. Комментарии // Соч. в 3 т. / Платон. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 505–519.
  19. Тревожные расстройства – самый распространенный в мире вид психических расстройств. 2023. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/anxiety-disorders
  20. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998.
  21. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Когито-Центр, 2007.
  22. Национальная идея России: в 6 т. / Под ред. С. С. Сулакшина. Т. 1. М.: Науч. эксперт, 2012.
  23. Швырев В.С. РАЗУМ // Новая философская энциклопедия / Электронная библиотека ИФ РАН. 2018. URL:аhttps://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH362b18945da235640b8c36 (дата обращения 10.11.2024 г.).
  24. Шичалин Ю.С. НУС. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Под редакцией В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2001. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/842/НУС
  25. Babiker I.E., Cox J.L., Miller P.M.S. The measurement of culture distance // Social Psychiatry. 1980. V. 15. P. 101–116.
  26. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972. Р. 208–211, 214.
  27. Erikson E. Life history and the historical moment. N. Y.: Harper and Row, 1975.
  28. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. N.Y.: 1986.
  29. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.
  30. Javaid S.F., Hashim I.J., Hashim M.J. et al. Epidemiology of anxiety disorders: global burden and sociodemographic associations // Middle East Curr Psychiatry. 2023. V. 30. Art. 44. DOI: 10.1186/s43045-023-00315-3
  31. May R. The meaning of Anxiety. N.Y.: Pocket Books, 1979.
  32. Stonequist E.V. The Marginal Man. N.Y.: Russel and Russel, 1961.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)