Основная статья Содержание

Аннотация

В статье представлен культурно-психологический и философский анализ теории дегенерации–прогенерации субъекта и результатов исследований по данной теме. Анализ показал, что введение в психологию понятия «развитие» как возвращения к изначально заданному естественному идеалу, с одной стороны, объединяет теорию дегенерации–прогенерации с положениями и результатами исследований индивидуального и коллективного субъекта с позиций концепции этнофункционального синтеза хаоса и космоса. С другой стороны, данная комплементарная концепция, развивая теорию дегенерации–прогенерации, позволяет использовать широкий спектр параметров развития, таких как представления архаики, премодерна, модерна, а также специальных инструментов оптимизации этого развития для анализа, прогноза и коррекции поведения субъекта.

Ключевые слова

индивидуальный и коллективный субъект архаика премодерн модерн дегенерация прогенерация

Детали статьи

Об авторе

Александр Владимирович Сухарев, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Сухарев, А.В. 2024. Есть ли будущее у теории дегенерации–прогенерации: культурно-психологический анализv. Учёные записки Института психологии РАН. 4, 1(11) (мар. 2024), 21–33.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Афонин Ю. Нужна ли России государственная идеология? // Свободная пресса. 25.05.2023. URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/219008.html
  2. Баженов Н.Н. Символисты и декаденты. Психиатрический этюд. Москва: Т-во тип. А.И. Мамонто-ва, 1899.
  3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Има-Пресс, 1990.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  5. Выготский Л.С. Moralinsanity. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 150-152.
  6. Выготский Л.С., Зиновьев П.М. Гениальность // Большая медицинская энциклопедия. Т.6. М., 1929. С. 612-615.
  7. Гайденко П.П. Шеллинг // Филос. энцикл. словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 747-748.
  8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М.: 1933.
  9. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. Ч.1. 1816. URL:https://studfile.net/preview/9754032/
  10. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структуризации. М.: Акад. проект, 2003.
  11. Гильбурд О.А. Психиатрия мелкодисперсных популяций (аналитический обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 3(72). С. 52-59.
  12. Гильбурд О.А. Теория вырождения Б.О. Мореля и ее современные иллюстрации в семьях психически больных // Северный регион: наука, образование, культура. 2016. №2. С.198-203.
  13. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1956.
  14. Идеология. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Идеология
  15. Ингель Ф.И., Ревазова Ю.А. Модификация эмоциональным стрессом мутагенных эффектов ксенобиотиков у животных и человека // Исследования по генетике. 1999. Вып. 12. С. 86-103.
  16. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004.
  17. Кравченко С.А. Модерн и постмодерн: «старое» и новое видение // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 24-34.
  18. Кречмер Э. Гениальные люди. М.: Академический проект, 1999.
  19. Лобашов М.Е. Физиологическая (панкреатическая) гипотеза мутационного процесса // Вестник Ленингр. ун-та. Биология. 1947. № 8. С. 10-29.
  20. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.
  21. Нордау М. Психофизиология гения и таланта. СПб.: Вестник знаний, 1908.
  22. Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995.
  23. Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болезнях. СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2018.
  24. Платон. Тимей. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. С. 455-543.
  25. Плетнев-Кормушкин А.П. От патографии к эвропатологии // Человек. 2008. №1. С. 10-24.
  26. Сегалин Г.В. Клинический анализ гениальности и одаренности. Т. 2, Вып. 4. Л.: 1926.
  27. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического вырождения // Сибирский психологический журнал. 2003. №18. С. 11-23.
  28. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008.
  29. Сухарев А.В. Развитие русской ментальности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
  30. Сухарев А.В. Развитие субъекта: Логос, космос и хаос. 2-е изд., перераб. и испр. М.: Когито-Центр, 2022.
  31. Сухарев А.В. Эмпирическое компаративное исследование ментальности России и стран с различными показателями уровня и темпов социально-экономического развития // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 120-128. DOI: org/10.37816/2073-9567-2021-62-120-128.
  32. Сухарев А.В. Анализ взаимосвязи социально-психологических и социально-экономических характеристик стран мира с позиций концепции синтеза хаоса и космоса // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Т.3. №1. С. 33-44. DOI:10.38098/proceedigs_2023_03_01_04
  33. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений этнической функции представлений личности в изменении показателей уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Т.12. №2. С.47-60. DOI: 10.17759/exppsy.2019120204.
  34. Холл С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. СПб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914.
  35. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М.: Круг, 1994.
  36. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1987. Т.1.
  37. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998.
  38. Юдин Э.Г. Развитие // Филос. энцикл. словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 537.
  39. Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2014.
  40. Esqirol E. Des maladies mentales considerees sous les rapports medical, hygieniqeet medico-legal. V. I. Paris: J.B. Balliere. 1858. Pp. 159-224.
  41. Morel B.A. Traite des maladies mentales. Paris, 1860.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)