Основная статья Содержание
Аннотация
В статье рассматривается проблема влияния высших социальных эмоций (чувств), в частности, стыда и гордости, на эффективность политической рекламы. Проводится сравнительный анализ психологических характеристик коммерческой и политической рекламы, представлены результаты психологического квазиэкспериментального исследования, где в качестве стимульного материала использовались эпатажные рекламные видеоролики, призывающие к участию в выборах в Государственную Думу 2021 года. Исследование показало крайне негативное отношение к предоставленной респондентам политической рекламе, что свидетельствует о ее низкой психологической эффективности. Было показано, что реклама, в частности, с использованием ненормативной лексики и юмористических эпатажных сюжетов, производит крайне негативное впечатление на молодых граждан, а значит не способствует репутации политических партий у данной категории избирателей.
Ключевые слова
Детали статьи
Литература
- Гриценко В.В., Смотрова Т.Н., Гавронова Ю.Д. Теоретический анализ исследований коллективной вины и коллективного стыда в зарубежной психологии / Психологические исследования. Электронный журнал. Том. 7, No 35, 2014.
- Ениколопов С.Н. Апробация методики измере- ния склонности к переживанию чувств вины и стыда (GASP) // Вопросы психологии. 2014. No 4. С. 118-125.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2019.
- Лебедев А.Н. Психологическая, экономическая и социальная эффективность рекламы в структуре современных маркетинговых коммуникаций // Психологический журнал. No 2. 2015. С. 5-19.
- Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Высшие социальные эмоции потребителей в системе маркетинговых коммуникаций // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. No 4(20). С. 218-245. URL: http://www.soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2020/t5-4/n20-04-09.html DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.009 (дата обращения: 08.12.2020).
- Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
- Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия. СПб.: Питер, 2008.
- Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2007.
- Макагон И.К., Ениколопов С.Н. Апробация методики измерения чувства вины и стыда (test of self-conscious affect-3 – tosca-3) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. No 8. С. 1-6.
- Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. М. Изд-во «Весь мир». 2008.
- Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М.: Эксмо, 2008.
- Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо, 2020.
- Bidell W.W. (1931). A Psychological Definition of Propaganda. Journal of Abnormal and Social Psychology.
- Broucek F.J. (1982). Shame and its relationship to early narcissistic development. The International Journal of Psycho-Analysis. V.63. P. 369-378.
- Choucas M. (1965). Propaganda Comes of Age. Washington.
- Doob L. (1966). Public Opinion and Propaganda. Hamden.
- Gallo S. (1955). Psychologia della Radio e TL’lovisiono. Roma.
- Lewis H.B. (1971). Shame and Guilt in Neurosis // The Psychoanalytic Review. New York. No 58(3). P. 419-438.
- Maletzke G. (1963). Psychologie der Massenkommunikation. Hamburg.
- Nathanson D.L. (1987). A timetable for shame. In D.L. Nathanson (Ed.), The many faces of shame. pp. 1-63. New York, NY: Guilford Press.
- Schmader T., Lickel B. (2006). The approach and avoidance function of guilt and shame emotions: comparing reactions to self-caused and other-caused wrongdoing // Motivation and Emotion. No 30(1). P. 43-56.
- Steinberg B.S. (1991). Psychoanalytic Concepts in International Politics: The Role of Shame and Humiliation. Int. R. Psycho-Anal. No18. Pp. 65-85.
- Tomkins S. (2008). Affect Imagery Consciousness: Anger and Fear. New York: Springer.
Литература
Гриценко В.В., Смотрова Т.Н., Гавронова Ю.Д. Теоретический анализ исследований коллективной вины и коллективного стыда в зарубежной психологии / Психологические исследования. Электронный журнал. Том. 7, No 35, 2014.
Ениколопов С.Н. Апробация методики измере- ния склонности к переживанию чувств вины и стыда (GASP) // Вопросы психологии. 2014. No 4. С. 118-125.
Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2019.
Лебедев А.Н. Психологическая, экономическая и социальная эффективность рекламы в структуре современных маркетинговых коммуникаций // Психологический журнал. No 2. 2015. С. 5-19.
Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Высшие социальные эмоции потребителей в системе маркетинговых коммуникаций // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5. No 4(20). С. 218-245. URL: http://www.soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2020/t5-4/n20-04-09.html DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.009 (дата обращения: 08.12.2020).
Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия. СПб.: Питер, 2008.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2007.
Макагон И.К., Ениколопов С.Н. Апробация методики измерения чувства вины и стыда (test of self-conscious affect-3 – tosca-3) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. No 8. С. 1-6.
Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. М. Изд-во «Весь мир». 2008.
Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М.: Эксмо, 2008.
Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо, 2020.
Bidell W.W. (1931). A Psychological Definition of Propaganda. Journal of Abnormal and Social Psychology.
Broucek F.J. (1982). Shame and its relationship to early narcissistic development. The International Journal of Psycho-Analysis. V.63. P. 369-378.
Choucas M. (1965). Propaganda Comes of Age. Washington.
Doob L. (1966). Public Opinion and Propaganda. Hamden.
Gallo S. (1955). Psychologia della Radio e TL’lovisiono. Roma.
Lewis H.B. (1971). Shame and Guilt in Neurosis // The Psychoanalytic Review. New York. No 58(3). P. 419-438.
Maletzke G. (1963). Psychologie der Massenkommunikation. Hamburg.
Nathanson D.L. (1987). A timetable for shame. In D.L. Nathanson (Ed.), The many faces of shame. pp. 1-63. New York, NY: Guilford Press.
Schmader T., Lickel B. (2006). The approach and avoidance function of guilt and shame emotions: comparing reactions to self-caused and other-caused wrongdoing // Motivation and Emotion. No 30(1). P. 43-56.
Steinberg B.S. (1991). Psychoanalytic Concepts in International Politics: The Role of Shame and Humiliation. Int. R. Psycho-Anal. No18. Pp. 65-85.
Tomkins S. (2008). Affect Imagery Consciousness: Anger and Fear. New York: Springer.