Основная статья Содержание

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования связи индивидуального коммуникативного стиля с предпочтением типа организационной культуры специалистов по связям с общественностью. Научная значимость состоит в обновлении знаний о проблеме коммуникативного стиля и организационного поведения. В результате проведенного исследования в средних и крупных организациях (коммерческих и государственных) было выявлено, что наиболее предпочитаемой среди российской специалистов по связям с общественностью оказалась клановая организационная культура, а наименее привлекательная – иерархическая. Среди предпочитающих клановую организационную культуру больше женщин, среди предпочитающих рыночную – мужчин. При предпочтении адхократической и иерархической культуры нет различий по полу. Было показано, что предпочтения организационной культуры не связаны с возрастом и стажем. Установлено также, что специалисты, предпочитающие клановую культуру, более последовательны и уверенны в своем выборе. Исследование может иметь практический интерес для кадровой политики, поскольку коммуникативная составляющая имеет высокую значимость в деловой среде.

Ключевые слова

корпоративная культура деловое общение коммуникативный стиль коммуникативные стратегии коммуникативные характеристики личности

Детали статьи

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Скворцов

магистр психологии, НОЧУ ВО Московский институт психоанализа, Москва, Россия

Ольга Владимировна Гордякова

кандидат психологических наук (19.00.05), профессор, кафедра социальной психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

Как цитировать
[1]
Скворцов, Д.С. и Гордякова, О.В. 2024. Коммуникативные стили специалистов по связям с общественностью при различных предпочтениях типа организационной культуры. Ученые записки Института психологии РАН. 4, 1(11) (мар. 2024), 42–55.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Асташина О.В. Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № 4. С. 1-6.
  2. Баландина Т.М. Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия // Известия Саратовского ун-та. Серия: Социология. Политология.2017. Т.17, Вып. 2. С. 166-169.
  3. Беликова И.П. Организационная культура. Ставрополь: Аргус, 2013.
  4. Бескова Т.В. К вопросу о понятийном аппарате психологии социальных коммуникаций // Ученые записки пед. института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 18-24.
  5. Болотова А.К. Психология коммуникаций. М.: Издательский дом «Высшая школа экономики», 2015.
  6. Зиновьева Е.А. Проблема развития организационной культуры: социологический анализ // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46) Часть 7. С. 134-136. DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.020
  7. Козлов В.В., Трифонова С.А. Организационная культура и восприятие индивидом группы // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 24. С. 58-72. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.24.58
  8. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  9. Лисовская А.И., Мищенкова П.В. Менеджмент и особенности российского менталитета // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 3(11). С. 9.
  10. Сапожникова О.А.Взаимосвязь типа организационной культуры и индивидуальных ценностей личности работника организации. Автореф. дисс. … уч. ст. кандидата психологических наук. Специальность 19.00.05. Кострома, 2008. 21 с.
  11. Стернин И.А. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. 2018. № 2 (16). С. 20-34.
  12. Столярчук Е.А., Водопьянова Н.Е., Никифоров Г.С. Предпочтение корпоративной культуры в зависимости от саморегуляции личности // Материалы международной научно-практической онлайн-конференции «Личностные и регуляторные процессы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации». 2020.М.: Знание-К. С. 645-659.
  13. Хотинец В.Ю., Кожевникова О. В., Баранова Н. Согласование реальной и предпочитаемой организационной культуры современной региональной компании: ценностные предикторы // Российский психологический журнал. 2022. Т.19. №3.С.232-245. doi:10.21702/rpj.2022.3.15
  14. Şomăcescu S.M., Barbu C.M., Nistorescu T. Investigating the relationship between organizational communication and organizational culture // Management and Marketing Journal, University of Craiova, Faculty of Economics and Business Administration, 2016. Vol. 0(1). P. 91-100.
  15. Wood D., Lowman G. H., Harms P.D., Roberts B.W. Exploring the relative importance of normative and distinctive organizational preferences as predictors of work attitudes // Journal of Applied Psychology. 2019. Vol. 104.№ 2. P. 270-292. https://doi.org/10.1037/apl0000356