Основная статья Содержание

Аннотация

Восприятие совести оказывает определенное влияние на нравственную направленность человека и социума. Изучение восприятия совести способствует выявлению зрелости/незрелости нравственных убеждений и позитивно-негативной валентности данного восприятия и, тем самым, позволяет определить степень сформированности нравственной сферы личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования восприятия совести в разные возрастные периоды (подростковый и юношеский), проводится их сопоставление с социальными представлениями о совести пожилых россиян. Используется авторская анкета для определения структуры социальных представлений о совести. Результаты показали, что представления старшеклассников и студентов о совести содержательно и структурно беднее, по сравнению с представлениями о совести пожилых людей. При этом представления студентов о совести оказались содержательно более наполненные, чем представления школьников, и понятие совести связано в их сознании с нравственными качествами личности. Это означает, с возрастом и жизненным опытом тенденция к более полному и глубокому пониманию совести становится выраженным, что связано, на наш взгляд, с накоплением опыта в течение жизни, в том числе и нравственного, и переосмыслением жизненных ценностей.

Ключевые слова

совесть восприятие совести возрастная динамика социальные представления ядро и периферия социальных представлений нравственность молодежь пожилые

Детали статьи

Об авторе

Лилия Шаукатовна Мустафина, Институт психологии РАН, Москва, Россия

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии личности, Институт психологии РАН, Москва, Россия

Как цитировать
[1]
Мустафина, Л.Ш. 2023. Возрастная динамика восприятия совести. Ученые записки Института психологии РАН. 3, 4(10) (дек. 2023), 25–32.
Скачать ссылку
Endnote/Zotero/Mendeley (RIS)
BibTeX

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение». 1968.
  2. Воловикова М.И. К проблеме психологи-ческого исследования совести// Пси¬хологи-ческие исследования духовно-нравст¬венных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юре-вич. М.: Изд-во «Институт психоло¬гии РАН». 2011. С.71–86.
  3. Воловикова М.И. Мустафина Л.Ш. Иссле-дование социальных представлений о совести учащейся молодежи // Мир образования – об-ра¬зование в мире. 2017. №1 (65). С. 141–149.
  4. Емельянова Т.П. Социальные представле¬ния: История, теория и эмпирические исследо-вания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  5. Жоделе Д. Социальное представление: фено-мены, концепт и теория // Социальная психо-логия / Под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 372–394.
  6. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Социально-психологические факторы вступления моло-дежи в ИГИЛ // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 16-28.
  7. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Респуб-лика, 1993.
  8. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравствен-ное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический жур-нал. 1995. Т. 15. №1. С. 3-18.
  10. Мустафина Л.Ш. Содержание социаль¬ных представлений современных студентов о сове-сти // Ярославский педагогический вест¬ник. 2018. № 2. С. 131-135.
  11. Мустафина Л.Ш. Представления о со¬вести и выраженность психопатологической симпто-матики у студентов // Методология, тео¬рия, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харла¬менкова. М.: «Институт психологии РАН», 2019. С. 535-542.
  12. Падун М.А., Котельникова А.В. Психи¬ческая травма и картина мира: Теория, эмпи¬рия, прак-тика. М.: Изд-во «Институт психо¬логии РАН», 2012.
  13. Флоренская Т.А. Диалог в практической пси-хологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
  14. Юревич А.В. Нравственное состояние совре-менного российского общества: эмпири¬ческие оценки // Духовно-нравственные проблемы современной личности / Отв. ред. М.И. Воло-викова, А.Л.Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 117–137.
  15. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75–78.
  16. Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une repre-sentation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203–209.
  17. Wagner W. The fallacy of misplaced inten-tionality in social representation research // Jour-nal for the Theory of Social Behavior. 1994. V. 24. № 3. P. 243–266.